Работа с социально-психологическими проблемами учащихся: неумением наладить межличностные отношения, взаимодействие; конфликтами, проблемами лидерства и подчинения, зависимости.

1. Неумение наладить межличностные отношения, взаимодействие

В образовательных учреждениях для решения проблем общения и межличностного взаимодействия специалистами-психологами проводятся тренинги. Примерная программа: перцептивная сторона общения построена на формировании в нашем сознании образа другого человека, учит понимать внутренний мир человека, его действия, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Навыки культуры поведения помогают учащимся выяснять для себя, какие поступки следует совершать в самых различных жизненных ситуациях, чтобы мы, окружающие нас люди не теряли чувства собственного достоинства, уважали себя и друг друга, испытывали чувства эмоционального комфорта.

Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:

·         возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет);

·         притеснение одними детьми других;

·         успешность и не успешность детей;

·         в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.

Известным фактом является наличие в классах микрогрупп и столкновений между ними. Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать классному руководителю. Не редки проблемы, возникающие между учащимися и учителями, и они обусловлены тем, что каждый учитель имеет свой стиль, симпатии, антипатии. Не всегда стиль учителя совпадает со стилем класса, тем более, если есть другой пример. Часто у учителей просто не хватает терпения и это вызывает проблемы в межличностных отношениях учителя и учащихся.

Межличностные отношения в школе обычно рассматриваются в виде “треугольника”: учителя - ученики - родители. Иногда “треугольник” превращается в “многоугольник”. Социально-психологический подход к анализу межличностных отношений в школе предполагает исследование ролевых ожиданий, ценностных установок, проявляющихся в процессе обучения и воспитания. При этом большое значение придается общению, определяющему взаимодействие между индивидами. Межличностные отношения в школе оказывают существенное влияние на формирование личности молодого человека. Они имеют не менее важное значение, чем непосредственная учебная деятельность.

Для психодиагностики межличностных отношении чаще всего используются опросники и проективные методики.

2. Конфликты

Виды конфликтов:

·         учитель – родитель

·         учитель – ученик

·         ученик – ученик

·         учитель-учитель

Проводятся профилактические занятия на тему урегулирования конфликтов. Уже возникшие конфликты решаются по запросу.

Варианты профилактики и решения конфликтов:

·         Очень полезным может стать формулирование в письменном виде тех сторон школьной жизни, вокруг которых наиболее часто возникают конфликты

·         Создание ученического комитета, в обязанности которого, помимо текущих дел, должно входить обсуждение проблем, возникающих между учениками.

·         Психологи рекомендуют проводить в школе специальные тренинги и занятия по предупреждению агрессии, которые могут быть направлены на:

- создание чувства безопасности;

- формирование позитивного отношения к самому себе;

- развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

- формирование умения ставить цели;

- развитие навыков правильного поведения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

·         Индивидуальные консультации

В школьной службе примирения (ШСП) медиаторами работают сами школьники (при поддержке взрослого куратора). Это важно, поскольку:

·         подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке»;

·         ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;

·         работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;

·         это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

3. Проблемы лидерства и подчинения, зависимости

Психолог совместно с учителем может проводить диагностические мероприятия на выявление лидеров и аутсайдеров в школьном коллективе.

Важно опираться на лидеров. Однако, для того, чтобы лидеры могли реализовать свои претензии на лидерство и при этом быть успешными, требуется специальная работа с ними: консультации, инструктажи, просьбы, которые помогли бы выполнить возложенные на него обязанности с блеском. С другой стороны, весьма важно поддерживать высокий социальный статус лидеров, публично демонстрируя уважительное к ним отношение.

Необходимо защищать выпадающих (аутсайдеров, изгоев и т. д.). В любой человеческой группе есть люди, которые здесь оказались не принятыми. Причин этому так много, что даже перечислить их трудно.

 

Проблемы буллинга в школе. Важна роль психолога.