20.  Задачи  и основные направления в деятельности школьного психолога. Направления деятельности психологической службы в школе.

Основы деятельности психологической службы в школе

Нужно знать теоретические основы формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования познавательных процессов, и выявить условия и специфику этих процессов применительно к условиям конкретного учебного заведения, применительно к конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка.

Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики. Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы психологической науки для практического педагогического воздействия на личность и коллектив.

Главными направлениями работы психологической службы в школе являются:

·      изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного подхода к ребенку;

·      оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива;

·      оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;

·      осуществление работы по профессиональной ориентации;

·      организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения;

·      диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.

Психологическая служба выполняет в школе три основные функции: 

1. психодиагностика (получение психологической информации), 

2. психокоррекция (внедрение психологической информации)

3. психологическое просвещение.

Ребенок - активный, наделенный творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса. Это предполагает учет индивидуальности учащихся, его отличий от других людей.

Организация психологического изучения личности школьника и коллектива класса

В условиях приоритета воспитательных целей школа нуждается в достоверной психологической информации о личности каждого ученика, о каждом классном коллективе. Иначе говоря, нужен психологический диагноз и психологическая диагностика личности и коллектива. Получение психологической информации требует придерживаться следующей последовательности этапов:

·         определение базовых и рабочих понятий;

·         выделение основных свойств (структурных компонентов) понятия, доступных непосредственному измерению;

·         постановка задач исследования;

·         подбор методик исследования;

·         анализ и интерпретация полученных данных.

Итогом психологической диагностики должна быть информация о психологических ресурсах каждого школьника, каждого классного коллектива как основа для совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и выбора оптимальных форм и методов работы с классом и отдельными учениками. Проблема прогнозирования развития личности.

Программа изучения личности школьника

Основные характеристики личности и методы их изучения. Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о личности в целом. «профиль личности» Россолимо. 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА)


Основные свойства личности

Уровни развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Ценностные ориентации

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

 

 

Уровень притязаний

 

 

 

 

 

Эмоциональное отношение к родителям

 

 

 

 

 

Эмоциональное отношение к учителям

 

 

 

 

 

Эмоциональное отношение к ученикам

 

 

 

 

 

Волевой самоконтроль

 

 

 

 

 

Тревожность

 

 

 

 

 

Негативные эмоциональные переживания

 

 

 

 

 

Познавательная активность

 

 

 

 

 

Уровень интеллекта

 

 

 

 

 

Потребность в общении

 

 

 

 

 

Потребность в достижениях

 

 

 

 

 

Выполнение этического кодекса:

·      Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект.

·      Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации.

·      Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.

·      Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживать принцип: "Пришел, измерил, изменил" вопреки принципу: "Пришел, измерил и ушел" (В.В. Давыдов).

·      В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности –  к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот.

·      Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они не были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.

Программа изучения коллектива школьного класса

В процессе взаимодействия личности и группы происходит своеобразное "внедрение" личности в группу и группы в личность. Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы.

Направленность - это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей класса, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность класса оказывать помощь другим классам и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всей школы (в противном случае классу присущ "групповой эгоизм").

Организованность - способность класса к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела.

Согласованность мнений и действий, готовность каждого школьника взять на себя инициативу и повышенную ответственность.

Интеллектуальная коммуникативность - это способность класса быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Школьники довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Класс активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь "общего языка" и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.

Психологический климат - преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации, или - напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинства личности, равнодушие).

Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом; или - разобщенность: ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.

Кроме того, оценивается подготовленность группы как уровень знаний, навыков, умений в том или ином виде совместной групповой деятельности.

методика "Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников".

Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы

По итогам психодиагностики учитель в содружестве со школьным психологом может определить задачи по их дальнейшему формированию и психологической коррекции.

 

Психокоррекционная работа осуществляется через индивидуальные психологические консультации учащихся, учителей и родителей (по обращению), индивидуальную психокоррекционную работу. Необходимой частью работы по психологической коррекции является разработка задач, методов, критериев деятельности конкретной школы по управлению развитием и формированием личности школьника и коллектива учащихся. Необходимо, чтобы процесс психодиагностики, прогнозирования и управления развитием личности носил непрерывный характер, был целостным и завершенным. Для этого необходимо иметь эталоны для развития личности и коллектива как ориентиры для целенаправленного воздействия. 
Просвещение. Без специальных лекций, семинаров и тренингов нельзя сориентировать заинтересованных людей в том, чем и как им может помочь школьный психолог. Знания о закономерностях психической деятельности человека, основах психогигиены, научной организации труда, самовоспитания необходимо рассматривать как важнейшее звено в формировании мировоззрения учащихся. Для того чтобы воспитывать себя, надо знать себя. Главные цели психологического просвещения учащихся: пробудить интерес к собственной личности и личности другого человека, помочь стать психологом для самого себя.