1.      Психологическая работа по адаптации (на примере любой психологической службы).

Коблик Е.Г. 
Первый раз в 5  класс: Программа адаптации детей к средней школе

На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе школы предстоит решать следующие задачи:
• создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.).
• повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;
• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.


В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни.
1. Психологическая диагностика.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
3. Методическая работа.
4. Профилактическая работа.
5. Коррекционно-развивающая работа.
6. Аналитическая работа.

Психологическая диагностика.

На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
При обследовании пятиклассников целесообразно учитывать систему психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 классов (Битянова М.Р., 2000) и обращать внимание на следующие аспекты.
• Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:
— соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);
— индивидуальные особенности познавательной деятельности;
— умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
• Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.
• Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.
• Особенности поведения школьника в ситуациях внутри-школьного взаимодействия.
Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие диагностические методики (см. Приложения 1—3): тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой), групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

Консультативная работа с педагогами и родителями.

Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им.
Мы приводим материалы, которые можно использовать при подготовке первого семинара для учителей пятых классов (см. Приложение 4).
На первом родительском собрании следует рассказать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе (можно частично использовать материалы, подготовленные для проведения семинара с учителями). Можно поговорить о том, какую помощь в адаптации смогут оказать детям родители. Следует также ознакомить родителей с планами работы, получить их согласие на проведение тренинга и коррекционных занятий.

Методическая работа.

Осуществляется психологом совместно с администрацией школы. Комплектование классов происходит особым образом, поэтому и методы работы в пятых классах разные. Они направлены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса.

Профилактическая работа.

Осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов. Предлагаемый в данной книге сценарий тренинга (с. 24—81), цель которого — адаптация учащихся к условиям средней школы, является примером профилактической работы.

Коррекционно-развивающая работа.

Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.

Аналитическая работа.

Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача психологической службы школы — наладить такое сотрудничество.

 

Если кто хочет посмотреть что-то подробнее, вот сама программа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/pervyi-raz-v-pyatyi-klass-programma-adaptatsii-detei-k-srednei-shkole-0