19.Психодиагностический минимум и углубленная психодиагностика в работе школьного психолога.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Небольшие по объему методики, которыми охватывается большое количество людей в учреждении. Цель – первичное определение возможных проблем в процессе психологического сопровождения учащихся.

Психодиагностический минимум – схема диагностического исследования, имеющая четко определенные цели   с соответствующим набором инструментов. Общая цель психодиагностических минимумов – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе. Все психодиагностические минимумы в школе проводятся в режиме группового исследования.

Диагностика отдельного ученика:

 - Отбор при приеме в школу

- Мониторинг адаптации

- Мониторинг критических переходов

- Обследование в момент острого возрастного кризиса

- Выход из школы

Способы получения информации:

·     Проведение психодиагностических методик

·     Структурированное наблюдение в процессе обследования

·     Экспертные опросы

·     Анализ документации и материалов предыдущих обследований (журналы, тетради учащихся)

Диагностика классов:

- Мониторинг образования коллектива

- Социально-психологического климата

- Острая конфликтная ситуация

Пример обследования в школе

Возраст

Что важно

Сфера

7 лет

Поступление в школу

Обучение

7-10 лет

Стадия конкретных операций (Пиаже)

Познавательная

7-10 лет

По Эриксоне -

Идентичность

10-11 лет

Переход в среднюю школу

Обучение

12 лет, ♀

Половое созревание

Половое развитие

14 лет, ♂

Половое созревание

Половое развитие

14-15 лет

Выбор профиля класса

Личностное самоопределение

14 лет

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие

15 лет

Переход в старшую школу

Обучение

12-18 лет

Формально-логическое мышление

Познавательная

12-18 лет

По Эриксону – полоролевая идентичность

Идентичность

17 лет

Выбор профессии

Личностное самоопределение

17-18 лет

Окончание школы

Обучение

 

Мониторинг нужно осуществлять в возрасте 7, 12, 14,17 лет.

7 лет - Психологическая адаптация, развитие произвольности, развития интеллекта и эмоциональных процессах. – определение готовности к школе.

12 лет – определение готовности к средней школе

14-15 лет – сфера самосознания, самоконтроля, личностной идентичности. Дембо-Рубинштейн, МИС, ССО, РНЖ, пиктограмму. Проективные тесты лучше использовать до 16 лет.

Равен – невербальный интеллект, Антхауэр (или Векслер) – вербальный интеллект. ШТУР – школьный тест умственного развития.

17 лет – социальная компетентность, Эго-компетентность.

Из интернета:

 

Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе. При зачислении ребенка в первый класс  педагогу-психологу важно получить психодиагностическую информацию из дошкольного образовательного учреждения, в котором пребывал ребенок. Дополнительная диагностика при зачислении ребенка в школу не проводится.Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Цель – мониторинг уровня и специфики актуального развития, определение групп детей, требующих индивидуального образовательного маршрута, предоставление диагностической информации учителю и заместителю директора по начальной школе для обеспечения учебно-воспитательного процесса.  Ежегодно цели каждого психодиагностического минимума согласовываются с администрацией школы.

 К числу изучаемых явлений относятся:

 1)    особенности развития интеллектуальной сферы каждого школьника;

 2)    мотивация учения;

 3)    личностные особенности (самооценка, уровень агрессивности,  тревожности);

 4)    внутригрупповые процессы в классах.

 Рекомендуются следующие методы исследования:

 1) методика диагностики общих интеллектуальных способностей детей 6-12 лет;

 2) прогрессивные матрицы Д .Равена;

 3) методика диагностики мотивации Шляхто,  Ратановой;

 4) социометрическое исследование;

 5) проективные рисуночные тесты ("Рисунок несуществующего животного", "Моя школа" или "Моя учительница");

 6) наблюдение на уроке.

При изучении личностных особенностей (анализ проективных тестов) выделяются группы школьников, имеющих  тенденции  к низкой самооценке; с проявлениями агрессивности, тревожности для формирования рекомендаций учителям и родителям. По итогам проведения социометрии  возможно выделение группы школьников, получивших наибольшее количество выборов, т. е. лидеров детских микрогрупп,  а также детей,  не получивших выборов.

Психодиагностический минимум при  переходе из начальной в среднюю школу. Основная цель – мониторинг  уровня обученности,  личностного и социального развития учащихся.  Основанием для построения данного минимума может служить предположение о том, что школьники,  у которых сформированы соответствующие возрасту новообразования, такие как  рефлексия, стремление к общению и владению приемами и навыками межличностного общения со сверстниками, активность и самостоятельность в социальной и познавательной деятельности, а также  следующие  новообразования  в интеллектуальной сфере: переход от мышления, основанного  на оперировании  конкретными представлениями к мышлению теоретическому,  адаптационный период переживают достаточно легко.

 Если исходить из этого предположения, то диагностический минимум целесообразно проводить в два этапа:  в  апреле – в четвертых классах и    в октябре  – в пятых классах.

 Для диагностики в четвертом классе рекомендуются следующие методики:

 1) методика общих интеллектуальных способностей детей 6–12 лет (см.: Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии : учеб.-метод. пособие для практ. психологов системы образования. – [Минск, 1999];

 2) прогрессивные матрицы  Д. Равена;

 3) проективные рисуночные тесты (например, "Рисунок несуществующего животного");

 4) тест незаконченных  предложений (см. Психодиагностический практикум по прикладной педагогической психологии);

 5) карта наблюдения для учителя.

В пятом классе психодиагностические исследования начинаются  после  мероприятий, проводимых для адаптации (например, после цикла больших психологических игр). Цель исследования  – изучение степени сформированности и структуры классных коллективов, оценивание преобладающего эмоционального состояния школьников.

 Рекомендуемые методики:

 1) социометрия;

 2) тест школьной тревожности Филипса;

 3) анкета для школьников (изучение интересов к предметам) – при необходимости.

Психодиагностический минимум на этапе перехода учащихся в профильные классы. Цель третьего психодиагностического минимума –  мониторинг  уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития,  предоставление психологической информации при отборе учащихся в профильные классы. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориентационной работы. 

Методики, рекомендуемые для третьего психодиагностического минимума:

 1) анкеты для учащихся и родителей;

 2) карта интересов;

 3) школьный тест умственного развития;

 4) методика  измерения мотивации учения.

Инструмент мониторинга умственного развития школьников –  школьный тест умственного развития  (ШТУР) позволяет отслеживать процесс формирования различных умственных действий в целом, сформированность отдельных мыслительных операций, уровень владения программными понятиями в естественнонаучной, физико-математической, общественно-гуманитарной областях знания. Соотнесение результатов ШТУРА, карты интересов, которая диагностирует интересы в большом числе сфер учебной, познавательной,  общественной и других видах деятельности,  анкет и степени успешности в  учебной деятельности по различным предметам,   помогают  учащимся сориентироваться  не только в своих желаниях, но также в возможностях и способностях,   а  педагогическому коллективу дают основания для  формирования профильных классов.

Таким образом, по итогам диагностического минимума выделяются группы "психологически благополучных" школьников и школьников, имеющих проблемы в обучении и развитии.

УГЛУБЛЕННАЯ ДИАГНОСТИКА

Углубленная диагностика должна выявлять причины трудностей и их описание. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

Личности:

- Дифференциация нормы и патологии

- Познавательная деятельность

- Эмоционально-волевая сфера

- Поведенческие аспекты

- Самоконтроль, саморегуляция, особенности характера

- Зона и содержание конфликтов

Класса:

- Коммуникации (вертикальные и горизонтальные)

- Конфликты

- Социометрия (лидерство)

Схема описания:

 

  1. Психолого-педагогический статус
  2. Вероятные психологические трудности, выявленные в диагностическом минимуме
  3. Наиболее вероятные психологические, социальные и педагогические причины их возникновения.