18.Психологическая работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

М.М. Безруких выделила основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.

Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

Второй принцип – коррекция комплексных трудностей – многоаспектная задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами - это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.

Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

ДИАГНОСТИКА

Помощь психолога в содействии саморазвития ребенка начинается с диагностики.  Ее цель  – выявить основные трудности в обучении школьников.  Наиболее эффективными методами и психологической диагностики неуспеваемости школьников являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае, возможно будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Психолого-педагогическое изучение учащихся с трудностями в обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление трудностей в обучении, выявление причин, которые обусловливают эти трудности.

Диагностика

Коррекция

Познавательная сфера: Особенности процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности школьников с низкой успеваемостью. Диагностика развития мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения, классификация на экспериментальном и на учебном материале.

Компенсация пониженной обучаемости с помощью формирования положительных личностных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости).

 

Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы: Несформированность положительной мотивации к учебной деятельности как одна из причин низкой успеваемости. Мотивация достижения успеха, мотивация избегания наказания, широкие социальные мотивы, общение с одноклассниками как доминирующие мотивы учения у младших школьников с низкой успеваемостью. Виды отношения к учению (положительное, отрицательное, неопределенное). Отрицательное отношение к учению, импульсивность, низкий уровень развития произвольности, инфантилизм и трудности в обучении, с ними связанные.

Пути формирования учебных интересов и положительного отношения к учебной работе. Создание ситуации успеха, переживание радости познания, активизация учащихся на уроках, доброжелательное отношение учителя, ликвидация пробелов в знаниях - необходимые условия развития учебных интересов у учащихся.

 

Аффективно-потребностная сфера: Формы проявления отрицательных аффективных переживаний: повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, конфликтность, драчливость. Аффективное поведение как неадекватная реакция ученика на неуспех в учении. Расхождение между завышенным уровнем притязания и реальными способностями ученика как психологический механизм возникновения отрицательных аффективных переживаний. Решающая роль колебательного характера завышенной самооценки. "Смысловой барьер" как одна из форм проявления отрицательных аффективных переживаний. Его возникновение вследствие разного отношения школьника и взрослого к одному и тому же поступку или поведению.

Снижение уровня самооценки как основной путь устранения отрицательных аффективных переживаний у школьников.

Изменение приемов воздействия и установление первичного контакта с учащимся как способ преодоления "смыслового барьера".

Психологические причины общего отставания в учении

·         Недостатки в развитии восприятия (неумение подчинить восприятие поставленной задаче, фрагментарность, слабая дифференцированность, отсутствие планомерности, низкий уровень осмысления воспринимаемого).

·         Несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению).

·         Низкий уровень развития памяти слабоуспевающих школьников (малый объем, слабая удерживающая способность), поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании.

·         Недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).

·         Недостатки в сформированности психомоторных процессов школьников как причина трудностей в обучении. Несформированность зрительно-моторных координаций, слабая дифференцированность мышечных ощущений, недоразвитие микромоторики и их конкретные проявления в учебной работе.

·         Трудности в обучении, связанные с несформированностью пространственных представлений у школьников.

·         Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля и их конкретные проявления в учебной деятельности.

·         Трудности в учении как следствие недостаточности развития произвольного управления поведением (недисциплинированность).

·         Несформированность приемов учебной деятельности как одна из причин общего отставания в учении.

КОРРЕКЦИЯ

1) формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков (формирование учебной мотивации, формирование общеучебных интеллектуальных умений, развитие личностных компонентов познавательной деятельности);

2) развитие до необходимого уровня психических функций, которые обеспечивают учебную деятельность (зрительного восприятия, пространственной ориентировки, фонематического восприятия и др.);

3) формирование базовых представлений и умений (об окружающем, количественных, графических и др.), которые нужны для усвоения программного материал.

Из лекций Ахутиной, Специальная психология:

Виды трудностей обучения (уже расстройство, отклонение в развитии ВПФ):

1.       Дислексия (трудности чтения)-дисграфия (трудности письма) – вербальные трудности обучения

2.       Дискалькулия (трудности счета) – невербальные трудности обучения

Подходы к коррекционному обучению

  • Атака слабости
  • Коррекция с опорой на сильные, сохранные звенья
  • Интерактивный подход — главное, вовлечь ребенка во взаимодействие в ходе обучения, и ребенок сам найдет подходящий для него адаптивный способ обучения. При повышенной мотивации и учителя, и ребенка, задания выполняются лучше.
  • Поддержка взрослым ребенка при выполнении действия в зоне ЗБР.

 

Т.В. Ахутина проблему успеваемости видит в несоответствии требований образовательной системы и уровня развития ребенка. Она делает при этом акцент на нормальные индивидуальные различия детей, проявляющиеся в неравномерности развития высших психических функций, их компонентной структуры и возможностями компенсации функциональных слабостей. Эти различия – закономерное явление, выгодное для популяции в целом. Однако в современных образовательных учреждениях они порождают ситуации неуспешности для некоторых детей.