13. Критерии эффективности работы психолога.

(На примере детского психолога)

Оценка эффективности деятельности психолога. Сложности вызваны рядом объективных причин. Во-первых, деятельность психолога направлена на развитие ребенка, но его воздействие, так же как и любые другие, создает лишь условия для этого процесса (ребенок — субъект, но не объект развития). Темпы развития детей индивидуальны, и изменения могут проявиться не сразу. Необходимо, чтобы педагоги и родители осознали, что результата работы психолога могут быть отсроченными и часто становятся заметными лишь через какое-то время.
Вторая проблема связана с тем, что параметры развития или психологического здоровья часто внешне не заметны, а сопутствующие им поведенческие изменения не всегда социально желательны и могут не устраивать педагогов и родителей. Например, ребенок, у которого снизится уровень социальных страхов, станет менее «удобен» для некоторых взрослых. Иногда психолог видит происходящие изменения, но не умеет их описать на понятном для родителей и педагогам языке.
Эту проблему можно решить с помощью прямых и косвенных методов. Прямые основываются на сравнительном анализе результатов диагностики параметров, которые выбираются психологом в качестве контрольных (в зависимости от возраста учащихся и характера проводимой работы). Например, в первом классе таким параметром может стать адаптированность ребенка к школе и уровень его школьной тревожности. Можно использовать параметры психологического здоровья или познавательной активности, которые будут обсуждаться ниже. Если психолог проводит регулярные групповые занятия, то можно, используя итоговые работы детей, рассказать педагогам и родителям об умениях, которые приобрели учащиеся (например, изучая тему «Агрессия» в 6 классе, учащиеся осваивают способы конструктивного реагирования на агрессию).
К косвенным методам относится анкетирование учащихся и родителей, на тему их удовлетворенности взаимодействием с психологом. Понятно, что анкетирование учащихся должно быть непрямым, его лучше проводить в форме неоконченных предложений.
Об эффективности работы психолога косвенно свидетельствует его представленность в предметном пространстве школы: желательно наглядно отображать процесс и результаты психологической деятельности. Например, регулярно обновлять информацию на психологическом стенде для родителей, где можно освещать содержании групповых занятий, психологических игр и т.п. (см. Приложение 4). Если позволяют ресурсы, можно оформить стенд для педагогов. Кроме того, многие психологи создают фотоальбомы, в которых отражается их текущая деятельность. Если в школе есть свой сайт, там тоже можно представлять наиболее интересные материалы.
Итак, продемонстрировать эффективность деятельности психолога не просто, но возможно. Главное — не ждать пока администрация оценит психолога по педагогическим критериям, а предлагать свои, психологические.

 

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога:
1. Знание психологом теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;
2. Соблюдение этического кодекса работы психолога,
3. Соответствие нормативам временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности,
4. Системность работы психолога с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.),
5. Участие психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,
6. Самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации. Владение профессионально важными качествами, среди которых:
• умение тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию,
• умение давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям,
• умение анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач,
• адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности,
• умение выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач,
• освоение норм, эталонов профессиональной деятельности, достижение в ней мастерства, стремление индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии,
• проявление открытость для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта,
• способность ориентироваться в современных проблемах психологии и т.д.
7. Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения. Организация и результативность психологического просвещения и консультирования, соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней: достоверность результатов, доступность и реалистичность рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень учета компетентности должностных лиц при их реализации,
эффективность психопрофилактической работы, результативность психокоррекционной работы.
8. Степень включенности психолога в жизнедеятельность образовательного учреждения. реализация поставленных целей и задач в процессе профессиональной деятельности,  устанавление внешних и внутренних связей, взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения, участие в создании предметно-развивающей среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения, обеспечение психологического сопровождения различных участников образовательного процесса, организация обучения общению учащихся и других участников образовательного процесса, обеспечение этичности и соблюдение этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т.д. создание в коллективе благоприятного психологического климата , который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых,
обогащение профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д., изучение профессионального психологического опыта своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет-ресурсов.
9. Реальная материально-техническая база, максимальное и продуктивное использование имеющихся ресурсов в своей профессиональной деятельности,
наличие и эффективность использования специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы, наличие и использование необходимого психодиагностического инструментария, наличие и использование дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы,
10. Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога, наличие и знание обязательных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога,
наличие (ведение) основной документации педагога-психолога.

11. Использование комплексных методик исследования.

12. Согласованность данных психолога с данными других психологов и педагогов.