Планирование и нормирование работы психолога.

 

Весь объем функций и задач психологической службы, по нашему мнению, нужно указывать в «Положении о психологической службе предприятия (организации)». Но конкретный объем работы на конкретный период времени в конкретных условиях все же целесообразно указывать в плане работы на данный период времени. Чаще всего планирование производится на один год.

Основная задача планирования подобного рода - получение максимального количества достоверной информации при минимальном уровне затрат трудовых и материальных ресурсов.

Планирование работы начинается с подготовительного периода. В него входят:

- изучение специфики деятельности предприятия (организации);

- изучение общей социально-психологической обстановки на предприятии (в организации);

- выделение «проблемных зон», работа в которых является первоочередной;

- разработка норм и критериев соответствия профессиональным требованиям различных категорий работников;

После этого, исходя из имеющихся трудовых, временных и материальных ресурсов, производится планирование мероприятий, необходимых в «проблемных зонах», а также профилактической и просветительской работы.

Любое планирование становится невозможным без определения трудоемкости каждой задачи, которая ставится перед подразделением или конкретным специалистом. При этом указать точную трудоемкость даже стандартных задач достаточно сложно, т. к. она определяется многими факторами, основными из которых являются:

- уровень механизации и автоматизации рабочего места психолога;

- отношением руководства и сотрудников к психологическим обследованиям;

- особенностями самого психолога (его квалификация, особенности мотивации и т. п. ).

Поэтому мы сначала рассмотрим методики определения трудоемкости различных видов работы психолога, а затем - рекомендации по составлению такого плана работы психологической службы, в котором указаны не только задачи и методы их решения, но и даны формулы для подсчета их трудоемкости (при использовании определенных диагностических методик).

Методики расчета трудоемкости различных видов работы психолога

Наиболее эффективен для этой цели метод аналитического нормирования. Суть метода состоит в том, что сначала виды работ психолога классифицируются, т. е. выбирают затраты рабочего времени, которые предстоит нормировать. Затем выбирают методы исследования: моментальные выборочные наблюдения, фотография или самофотография рабочего дня, хронометраж. Недостатки этого метода - трудоемкость и использование высококлассных специалистов при классификации работ, хронометраже и т. п. , можно компенсировать методом экспертного нормирования.

Метод экспертного нормирования применяется для быстрого, хотя и довольно неточного расчета трудоемкости. Этот метод применим также в тех случаях, когда такие методы как моментальные выборочные наблюдения, фотография или самофотография рабочего дня, хронометраж невозможны. Суть метода состоит в том, что группа экспертов формирует нормативы по каждому виду работ. Правомерность их оценок проверяется методами ранговой корреляции. Он достаточно перспективен, т. к. :

- некоторое снижение точности нормативов компенсируется значительным снижением затрат на их разработку;

- для руководителей, по мнению А. П. Егоршина (19) - это единственно приемлемый метод. Для специалистов - основной, хотя более точным является метод аналитического нормирования;

- опасения по поводу завышения нормативов экспертами ограничиваются применением дисперсионного анализа для обработки результатов, а также их дальнейшей коррекцией методами наблюдения, фотографии рабочего дня и хронометража. При расчете времени, необходимого для выполнения той или иной задачи, целесообразно использовать следующую схему:

 

В зависимости от задачи часть элементов этой схемы может отсутствовать.

Получение задания происходит в том случае, если его инициатива происходит от руководства предприятия (организации). Если же анализ данных, диагностическое обследование или коррекционные мероприятия заранее запланированы, то в этом случае происходит уточнение задач, сроков и контингента.

Планирование - это разработка общего плана действий исходя из требуемых и реально существующих ресурсов (людских, материальных, технических и т. п. )

Подготовка к работе включает в себя:

- подбор методик или конструирование анкеты и ее апробация;

- размножение (при необходимости) стимульного материала и бланков;

- уточнение с непосредственными участниками и (или) их руководством места и времени работы;

Основная работа при диагностике состоит из следующих разделов:

- инструктаж и раздача бланков или проведение собеседования;

- наблюдение за испытуемыми в процессе тестирования (в случае диагностической беседы - фиксация результатов по ее окончании);

- обработка результатов;

- анализ результатов;

- составление заключения.

Основная работа при коррекции и обучении состоит из тех же разделов, что и при диагностике, меняется только их содержание.

Технологические перерывы необходимы при обработке большого объема информации при помощи компьютера. В этом случае каждый час работы должен сопровождаться пятнадцатиминутным перерывом.

Техническое обслуживание оборудования - это периодический контроль состояния жестких дисков компьютера, их дефрагментация, тестирование компьютера различными антивирусными программами. Отсутствие подобных мероприятий приводит к полной или частичной потере всей информации, в том числе автоматизированных методик обработки и компьютерных баз данных. При наличии комнаты психологической разгрузки под «техническим обслуживанием» подразумевается уход за аквариумом, растениями, животными и собственно оборудованием, согласно требованиям соответствующей технической документации.

Сдача работы часто происходит в виде беседы с заказчиком в процессе представления ему отчета о проделанной работе. Иногда руководитель предпочитает самостоятельно изучить отчет, и лишь после этого уточняет у психолога те вопросы, в которых не смог разобраться самостоятельно; ставит задачи по дальнейшему изучению и коррекции ситуации.

Всю диагностическую информацию и данные о проделанной работе необходимо сохранять. Это позволяет отслеживать динамику социально-психологических процессов в коллективе, динамику личностных особенностей сотрудников. Кроме того, диагностические данные, планы работы психологической службы и ее отчеты дают возможность оценки работы психологов и совершенствования работы по психологическому обеспечению производственной деятельности. Для этого используются базы данных и заключения, варианты которых будут рассмотрены в соответствующих разделах

 

Кусок из лекций

 

Учетно-отчетная документация

Формы отчета деятельности и отчетности психолога учреждения. Собираются 1.количественные данные о проведенной в течение года работы, 2. основные проблемы, по которым обращались, 3. научно-методические средства работы, 4. качественная характеристика проведенной работы.

Документы:

1.         Годовой план работы

2.         Журнал учета проведенной работы

3.         График работы на неделю

4.         Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной работы

5.         Аналитический отчет о работе за год

С этими формами может ознакомиться любой человек. Они открыты.

Рабочие материалы психолога. Закрытые документы, могут предъявляться только профильным специалистам в данных службах и иногда аттестующим психолога.

Основное содержание работы с отдельными клиентами, коллективами.

В образовательном учреждении – психологическая карта ребенка, группы. Журнал учеты работы с точки зрения качественного анализа: позитивные и негативные сдвиги.