Задача  №     1

 

 

Составьте план работы по следующему запросу:

 

Ситуация.  «В школьную психологическую службу обратилась мама ученика 8 класса. Она рассказала, что у сына возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию; описывая свое обычное состояние в такие моменты, он характеризует его так: «быстро завожусь, могу что-то разбить, кого-то ударить…».

 

Решение

 

Налаживание контакта и формулирование запроса

Прежде всего следует активно выслушать клиента. Необходимо сфокусироваться на чувствах клиента, отзеркалить их. В данной ситуации возможно несколько вариантов ответов. Например, можно уточнить, правильно ли вы поняли клиента («Правильно ли я Вас поняла, что Вы обеспокоены вспышками агрессии, возникающими периодически у Вашего сына?»), или эмпатически откликнуться на рассказ клиента («Я прекрасно понимаю Вас, Вы сейчас находитесь в тяжёлой жизненной ситуации»).

Затем я бы порекомендовала проводить терапевтическую работу с обоими членами семьи в индивидуальном порядке.

 

 

Работа с матерью

Работа с сыном

Понять, что клиентка хочет изменить (выяснение проблемы).

Уточнить запрос клиентки (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики). Если клиентка обеспокоена совей реакцией на поведение сына, то с ней следует вести терапевтическую работу. Если же её тревожит лишь поведение сына, тогда мы работаем с сыном, а с матерью общаемся только лишь как с членом семьи мальчика.

 

Психологу следует рассказать мальчику, по какой причине его попросили прийти.

Попросить мальчика описать ситуацию, изложив своё видение.

Спросить, всё ли ему нравится в его поведении. (Клиенту не нравится, тогда работаем по следующей схеме).

Понять, что клиент хочет изменить (выяснение проблемы).

Уточнить запрос клиента (запрос в позитивной формулировке, должен отражать ситуацию, содержать измерительные характеристики).

 

Необходима работа в нескольких направлениях:

1). Сбор информации о психологическом климате в семье: взаимоотношения родителей с сыном, взаимоотношения родителей между собой, желанным ли был ребёнок, сколько детей в семье, какого они возраста; часто ли семья проводит досуг вместе.

2). Необходимо узнать, как давно начались вспышки агрессии у сына, что могло послужить пусковым механизмом.

3). Такое поведение наблюдается в ответ на любые внешние раздражения или на специфические.

4). По ходу выяснения новых обстоятельств могут возникать и подтверждаться следующие гипотезы:

 

-          непринятие сына в семье

-          он нежеланный ребёнок

-          враждебные семейные отношения

-          разрушение эмоциональных связей в семье (например, в результате ссор, развода родителей и т.д.)

-          неуважение к личности ребёнка

-          избыток или недостаток внимания со стороны родителей

 

Необходимо в первую очередь определить, насколько часты и сильны бывают вспышки агрессии. Возможно, потребуется вмешательство психиатра и медикаментозное лечение.

Собираем информацию по плану, аналогичному тому, что применялся в беседе с матерью.

Делаем упор на чувства и эмоции мальчика.

Для облегчения определения причин и форм проявления агрессии можно предложить опросник Басса-Дарки.

Также могут быть полезны следующие методики: РНЖ, МСС, МИС, цветовой тест Люшера.

 

Здесь могут появиться следующие гипотезы:

-          ощущение беспомощности

-          низкая самооценка

-          чувство вины

-          невозможность удовлетворения каких-либо желаний

-          отсутствие или нехватка социальных контактов

-          сложная обстановка в классе

По итогам диагностики мы подтверждаем некоторую гипотезу.

Причина агрессии может корениться либо в семейных отношениях (тогда следует провести общесемейную консультацию, тренинг для родителей, просветительскую беседу для родителей), либо в самоотношении мальчика (пониженная самооценка, чувство вины, неудовлетворённость каких-либо желаний). В этом случае работа ведётся преимущественно с мальчиком, а для родителей следует провести просветительскую беседу с целью ознакомления их с ситуацией и чтобы дать рекомендации по общению с ребёнком в этот сложный период. Далее работаем на устранение причины агрессии у мальчика. Также причиной данной проблемы могут быть социальные факторы: например, неблагополучный психологический климат в классе, издевательства со стороны одноклассников и т.д. В этом случае необходима комплексная работа с педагогами, учениками класса и самим мальчиком. Необходимы просветительские беседы с учениками и педагогами и индивидуальная работа с мальчиком. После исчерпания инцидента, возможно, следует регулярно проводить диагностику психологического климата в данном классе.

 

Через некоторое время следует снова пригласить на приём мальчика с матерью (на этот раз возможна совместная консультация), чтобы удостовериться в благополучном разрешении проблемы.

Задача № 2

 Разработайте план беседы  психолога  с подростком-семиклассником  при переходе в другое учебное заведение

Ситуация.  Родители хотят перевести его в другую школу по причине  конфликтов с одноклассниками.

 

Основная задача беседы - разобраться, в чем причина конфликтов с одноклассниками и помочь ребенку свыкнуться с переменами в его жизни и преодолеть трудности, связанные с переходом в другую школу.. Если проблема в низких социальных навыках ребенка, то перевод в другую школу не решит проблему, там все повторится заново. Если проблема в чем-то другом, то возможно будет правильно перевести его, если ситуация критическая. Если нет, то лучше оставить ребенка, ведь в противном случае он не будет уметь преодолевать неприятности.

Лучше всего переводить ребенка в  другую школу с начала учебного года, тогда, возможно, окажется, что он не один новенький в классе, да и в сентябре вообще много нового, поэтому внимание детей не сосредоточится исключительно на вашем ребенке.

 В процессе беседы необходимо установить особенностей ребенка, его поведения, уровня общительности. Дети проще воспринимают подобные изменения жизни: если ребенку понравится с новыми детьми, он быстро привыкнет.

 

Беседа делится на 3 этапа:

1 этап: установление контакта

Начало беседы. Психологически правильное начало беседы имеет важное значение для успешного ее проведения и достижения планируемых результатов.

Установление контакта в начале беседы (настрой на собеседника и настраивание собеседника на себя). Задача - привлечь внимание, заинтересовать, создать обстановку доброжелательности и доверия. Техники установления контакта: организация пространства, визуальный контакт-контакт глаз, удобное взаимное расположение, приветствие, присоединение к собеседнику: по состоянию, по отношению к чему-либо, по интересу, использование приема - малая беседа - разговор на отвлеченные темы, но интересные для партнера, задавание имеющих особое значение для партнера вопросов.

 

ü  психолог должен создать человечески теплое, полное понимания отношение к ребенку, позволяющее как можно раньше установить контакт;
 он должен принимать ребенка таким, какой он есть;

ü  своим отношением он должен дать ребенку почувствовать атмосферу снисходительности, чтобы ребенок мог свободно проявлять свои чувства;

ü  психолог должен тактично и бережно относиться к позициям ребенка: он ничего не осуждает и ничего не оправдывает, но при этом — все понимает.

 

2 этап: выяснение особенностей личности ребенка и причин возникшего конфликта с другими детьми

На данном этапе беседа должна иметь формат диагностического интервью. Это наиболее распространенный вид беседы, применяемый в психологической практике. Основной целью диагностического интервью является получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития, поэтому для такого интервью характерно органичное включение в структуру беседы тестовых приемов обследования. Беседа в этом случае, выполняя собственные функции, одновременно служит естественным фоном, объединяющим все остальные методы.

 

♦  ребенку дают понять, что и другие дети могут испытывать или делать то же самое («Некоторые дети думают... А что думаешь ты?», «Всем приходится иногда драться... Ну а ты?»);


♦  допускается два альтернативных решения, причем указывается на приемлемость каждого из них («Если твой брат нашалит, ты накажешь его сам или расскажешь об этом маме?», «Вы с учительницей понимаете друг друга или у тебя с ней бывают недоразумения?»);


♦  выбирается формулировка, которая смягчает неприемлемость ответа (в предыдущем примере вместо «расскажешь об этом маме» можно сказать: «Проследишь за тем, чтобы мама об этом тоже узнала»); неблагоприятная действительность принимается как нечто обычное, само собой разумеющееся, чтобы ребенок не был вынужден отрицать какое-то свое неправильное поведение. Вопрос при этом формулируется так, чтобы в нем содержалось предположение именно такого поведения (например, вместо вопроса: «Ты ссоришься с братом?» можно спросить: «Из-за чего вы с братом чаще всего ссоритесь?»);


♦  ребенку дают возможность ответить сначала позитивно и лишь после этого задают вопрос, который потребует от него негативных или критических оценок («Что тебе в школе нравится? А что не нравится?»);
» употребление эвфемизмов и перифраз (« Они с братом друг друга не понимают», «Он не вернул деньги», «Иногда ночью он не может проснуться сам»);


♦  вместо собственно вопроса используется комментарий по поводу соответствующего места в рассказе ребенка (например, по ходу рассказа об играх с детьми замечается: «Мальчишки ведь еще и дерутся»). Это выступает своеобразным приглашением к прямому или косвенному сообщению о собственном поведении ребенка;


♦  при работе с детьми старшего возраста иногда оправдывает себя письменный ответ на некоторые вопросы; детям младшего возраста вопросы может задавать кукла.
При проведении беседы необходимо принимать во внимание повышенную внушаемость детей младшего возраста (а также детей с задержкой умственного развития) и часто отмечаемую склонность детей к персеверации. Учитывая это, следует избегать вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Выбор типа вопросов, используемых в интервью, обусловлен различными факторами. Определенные значения могут иметь общие теоретические установки исследователя, содержание изучаемой проблемы и др. Так, если исследуются аспекты жизни ребенка, связанные со строго определенными культурными запретами, более предпочтительными являются косвенные и проективные вопросы. Однако если психологу необходимо выяснить, в какой степени эти запреты, табу представлены в сознании ребенка, более уместными будут прямые вопросы.

При исследовании личностных характеристик или межличностных отношений важным аспектом анализа является способ, каким ребенок структурирует свой ответ, отбирает подробности для сообщения, а также последовательность и содержание его ассоциаций. Для такого анализа предпочтительны менее структурированные вопросы и в целом недирективный подход.

 

3 этап: помощь в адаптации к новому коллективу

Учителей, прежде всего, волнуют навыки и умения  новенького, поэтому они стараются побольше расспросить по предметам, а вообще к новым ученикам педагоги относятся весьма доброжелательно и стремятся поддержать их.

Ученики также проявляют явный интерес к новенькому. Роли в классе обычно уже расписаны: кто–то всезнайка, кто-то скандалист, а кто-то первая красавица. С приходом новенького положение может измениться. Но, как правило, свое мнение о новеньком вслух дети не произносят, а шепчутся за спиной.


Обычно на адаптацию уходит от 3 до 7 месяцев. Следует объяснить ребенку, что на этапе вхождения в коллектив не стоит расхвалить себя и свои достижения, также не нужно молчать и отводить взгляд при любом вопросе, иначе обязательно найдутся такие, которые захотят самоутвердиться за счет него.


Пусть расскажет о себе, но немного, о своих интересах, расспросит местоположения кабинетов, разузнает об интересах других детей.

 

Следует подсказать ребенку, как вести себя в коллективе.
Не стоит усугублять состояние ребенка причитаниями «Как тебе наверное трудно!», «Это нелегкий период в твоей жизни» – следует демонстрировать  уверенность в том, что все сложится хорошо: ребенок быстро освоится в другой школе и приобретет новых друзей. Лучше дать пару советов, как сделать это быстрее. 

ü  Ждать когда с ним начнут знакомиться в другой школе, не стоит. Почему бы не обратиться к кому-либо с просьбой провести по школе, показать расположение кабинетов, спортзала, столовой? 

ü   Если ребенок имеет лидерские задатки, ему не стоит демонстрировать их с первых минут знакомства с новым классом. Скорее всего, до его прихода определенная иерархия здесь уже сложилась, и вряд ли прежнему «главному» захочется уступать свое место. 

ü  В другой школе хвастаться собственными «выдающимися» заслугами в чем-либо не стоит, а вот спокойно рассказать о своих увлечениях надо. Когда представится возможность, ребенок покажет, как здорово он умеет бегать, классно танцует или читает стихи, и реноме его заметно улучшится. 

ü  Противоположный вариант: после перевода в другую школу, новенький держится букой, ни с кем не разговаривает – тоже неправильный. Пусть ребенок  попробует наладить контакт с одним-двумя одноклассниками – и он сразу почувствует себя увереннее. 

ü   Если в школе есть кружки и секции, в которых занимаются ребята из класса, разумно записаться туда и новичку – в неформальной обстановке подружиться легче.

ü  Не стоит сравнивать старую и новую школы. Пусть соблюдает нейтральную позицию, отмечая положительные стороны той и другой, иначе своей склонностью все критиковать он вызовет недоверие. 

(Доп.)

При проведении интервью от психолога требуется умение интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, психическом здоровье, а также общую эрудицию с пониманием развертывающегося перед ним и при его непосредственном участии процесса интервьюирования (Мерфи Д., 1988). Это означает, что успешное интервью строится на основе применения обширных знаний, актуализации определенных установок, способностей и специальных умений, определяющих эффективность процесса взаимодействия психолога с респондентом. Столкнувшись со сложностями требований, предъявляемых к интервьюеру, начинающий психолог не должен делать поспешных выводов, поскольку прочные положительные результаты в интервьюировании являются в первую очередь следствием достаточного опыта.

Одной из необходимых способностей, требуемых от психолога при проведении интервью, является умение создать психологический климат, способствующий свободному протеканию процесса коммуникации. Большую роль при этом могут играть особенности личности самого психолога: коммуникабельность, сензитивность, «направленность на другого», тактичность и др. Психолог должен обладать установкой на позитивное отношение к респонденту, полное принятие его личности и избегать какого-либо осуждения по поводу сообщаемых респондентом данных.
Одной из ведущих способностей интервьюера является эмпатия  способность сопереживать и сочувствовать другому человеку. При этом особенно важным при проведении психологической беседы является умение увидеть мир глазами другого человека при одновременном сохранении профессиональной объективности.

Уровень эмпатии интервьюера зависит от ряда факторов. Одним из них является степень полноты и точности знаний о респонденте. Способность к эмпатии возрастает в той мере, в какой интервьюер располагает собственным опытом переживания ситуаций, подобных ситуации респондента. Наряду с этим большое значение имеет и способность интервьюера вообразить такую ситуацию, сконструировать ее, даже если в его собственном опыте аналогичные переживания отсутствуют.

Способность к эмпатии как общая установка, во многом определяющая успешность процесса интервьюирования, особенно важна при работе с детьми. Прежде всего необходимо наличие теплой заинтересованности и готовности взрослого вжиться в чувства детей. И хотя «не каждый психолог обладает одинаковыми дарованиями подобного рода», эти установки всегда можно развивать и укреплять в процессе практики, добиваясь своеобразного подхода детям. Большое значение для этого имеет обращение к опыту собственных переживаний детства.

Помимо названных выше способностей к профессионально важным качествам, определяющим успешность проведения беседы, относятся следующие:


 Овладение приемами рефлексивного и активного слушания + умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией, без искажений запоминать сказанное;
 способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста;

♦  умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов;
♦  умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия;

 

♦  стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации;
♦  внимательность к уровню утомления и тревожности респондента. Кроме того, собственные ожидания и установки интервьюера не должны влиять на восприятие сообщаемой ему информации. Интерпретация данных должна проводиться психологом «для самого себя», она не предназначена для передачи клиенту. 

Задача № 3

Какие методы психологической диагностики Вы бы рекомендовали использовать для работы с клиентом, обратившимся в Психологическую консультацию? 

Ситуация.  Клиент – мужчина, ему 30 лет, имеет высшее образование (ITтехнологии). Не испытывает удовлетворения в работе, постоянно меняет места работы, нигде не задерживается больше года.

Ответ:

1. Беседа:

·         Установление контакта

·         Выявление запроса

·         Корректировка запроса клиента

·         Постановка предварительной гипотезы

Возможные гипотезы могут быть связаны с:

1. Трудовым стрессом

2. Профессиональной мотивацией

3. Неудовлетворенностью трудом

4. Наличие личностных интересов и ценностей, которые не реализуются в трудовой деятельности

2. После выявления запроса клиента и постановки предварительной гипотезы, необходимо провести психологическую диагностику с целью выявления следующих тенденций:

·         Степень удовлетворенности трудом: опросник по диагностике личностной и групповой удовлетворенности работой / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М

·         Наличие трудового стресса:

1.      ОПРОСНИК ТРУДОВОГО СТРЕССА JSS - JOBSTRESSSURVEY, Spielberger, 1989 русскоязычная версия А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской, 2000

2.      ОПРОСНИК для оценки уровня переживаний острого и хронического стресса (Леонова А. Б., 2001, 2004)

3.      ОПРОСНИК ДОРС «Дифференциированная оценка состояний сниженной работоспособности» («утомление - монотония - пресыщение – стресс», Леонова и Величковская, 2002)

·         Субъективно важные характеристики деятельности: АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ СУБЪЕКТИВНО ВАЖНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ JOB DIAGNOSTIC SURVEY (JDS, cокращенная версия, K.-H. Schmidt and U. Kleinbeck, 1999, адаптация- Леонова А.Б.,2001)

·         Профессиональная мотивация:

1. ОПРОСНИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МОТИВОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ Т.Н. Францева

2. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир

·         Личностные ценности: Методика ценностных ориентаций Рокича

3. После анализа результатов проведенных методик и сопоставив их с беседой, можно сделать выводы о:

·         Наличии \ отсутствии трудового стресса

·         Об удовлетворенности \ неудовлетворенности работой

·         О важных характеристиках трудовой деятельности

·         О профессиональной мотивации клиента

·         Об интересах и ценностях

 

По итогам результатов проведенных гипотез подтверждается либо опровергается поставленная гипотеза, полученные результаты в обобщенном виде представляются и обсуждаются с клиентом, формируются возможные способы решения проблемы и рекомендации. 

Задача № 4.

 

Проанализируйте состояние клиента, определите его проблему и предложите способы ее решения.

Ситуация.  В Психологическую службу обратился мужчина 42 лет, женат, состоит на государственной службе. По долгу службы часто бывает в командировках. Работа связана с организацией проектов в муниципальной сфере. В последнее время он постоянно чувствует усталость, часто стал болеть, но приходится переносить болезни на ногах. Давно не был в отпуске . Жалуется на то, что раздражителен, «все бесит», стал срываться на подчиненных, ловит себя на мысли, что не видит смысла в своей работе. Дома отношения тоже часто заканчиваются конфликтами с женой и детьми. В свободное время не хочется ни с кем разговаривать.

 

Решенние

Частые болезни, чувство усталости, раздражительность при напряженной, ответственной работе и отсутствии полноценного отдыха – ведут к утомлению и переутомлению. К тому же мужчина 42 лет возможно уже не справляется с высоким темпом работы с командировками. Потеря смысла работы, агрессивность, срывы на коллегах и на домашних могут свидетельствовать о профессиональном выгорании, которое ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Поскольку работа связана с постоянным общением с разными людьми, переездами, командировками, возникает эмоциональное истощение, возможно отсюда – конфликты в семье и нежелание общаться.

 

Исходя из этого, можно порекомендовать мужчине уехать в отпуск на 1-2 недели, сменив повседневную обстановку и заменив привычные виды деятельности. Можно предложить переосмыслить свою работу в связи с жизненными целями и перейти работать в смежную область – без командировок.

Задача № 5.

 

Какие действия должен предпринять психолог, какие психологические методы он должен использовать при работе с подростками, нужна ли работа и если да, то какая, с другими учениками, родителями, педагогами?

Ситуация.  Классный руководитель обратился к школьному психологу со следующей проблемой. Два ученика 9 класса, находясь в состоянии наркотического опьянения, на уроке смеялись, кривлялись, предлагали другим ученикам продать наркотики. Классный руководитель просит у психолога рекомендаций, вызывать ли родителей, как вести себя в том случае, если подобное повторится.

 

Ответ

1)      Формирование запроса и направлений работы. Психолог, оказавшись в такой ситуации должен проработать взаимодействие со всеми участниками данного инцидента. В первую очередь это:

·         Сами ученики, инициировавшие данную ситуацию,

·         Их родители,

·         Одноклассники и друзья из других классов,

·         Сотрудники школы,

·         Родители одноклассников и друзей из других классов.

2)      Работа с самими подростками.

Ситуация аховая. Мы должны получить информацию о том, когда это было. Так как нахождение в общественном месте лица под ПАВом карается законом, то ничего скрывать от администрации и органов нельзя. Сначала извещается администрация школы.

èЕсли ситуация произошла в этот день, то вызывается медработник, сотрудник службы по контролю за оборотом, дети удаляются в мед кабинет, так как возможны реакции передозировки и т.д., срочно извещаются родители. Проводится совещание с родителями и сотрудниками. В любом случае нельзя отправлять ребенка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть по машину, травмироваться при потере сознания и пр.).

èЕсли ситуация произошла «вчера», то учитель ДЕБИЛ! Родители как можно скорее приглашаются на встречу с руководством и сотрудником службы по обороту.

èВ любом случае родители должны согласиться на медосвидетельствование, которое должно проверить факт употребления.

 

! Если подростки на самом деле употребляли и распространяли ПАВы, то работа должна производиться с наркологом, соц. работником, которым психолог должен предоставить информацию о личностных характеристиках и истории развития подростков. Родителям нужно предоставить возможности обратиться в службы избавления от наркозависимости, напр. организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета. Для описания дальнейшей работы с подростками в кейсе недостаточно информации (например реакция родителей, сама характеристика родителей, заключение и рекомендации нарколога и т.д.) Также следует отметить, что в данном случае принятие решения о воздействии принимается не отдельно психологом, а коллективом администрации, медиками и сотрудниками ОВД, поэтому психолог действует исходя из их инструкций.

Также психолог должен сконцентрировать на профилактических мероприятиях в школе (см. далее)

 

! Если оказывается, что подростки «шутили», то психолог должен сконцентрироваться на мероприятиях профилактики наркозависимости во-первых, мероприятий для школьников, во-вторых, для их родителей, в-третьих для сотрудников школы:

В рамках первого направления проводятся классные часы психологии общения с учащимися 5-11 классов. Цель данной работы - формирование психологической устойчивости подростков к асоциальному поведению, к различным видам социальной сознательности. Например, сюжетно - ролевые игры, игры с элементами тренинга.

Анализируя первое и второе направление профилактической работы по наркомании несовершеннолетних, используются основные методы психолого-педагогического воздействия на формирование формально-нравственной личности подростков. Очень важным является семейное консультирование. На семейном консультировании практикуются разные методы: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий родителей, их расположенность к ребенку, к его проблемам. Также следует использовать регулярно проводимые общешкольные родительские собрания, по различной тематике, вопросам обучения и воспитания школьников.

 

К профилактической работе по наркомании привлекают различных специалистов: врача-нарколога, представителей по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, работников милиции и прокуратуры. Данные мероприятия лучше проводить за «круглым столом». Во время проведения «круглых столов» родители и учащиеся получают ответы на многие вопросы, которые ставит перед ними жизнь.

 

Также важным элементом является предоставление информации о телефонах доверия, службах консультирования и т.д.

 

Третье направление профилактической деятельности это психолого-педагогическое просвещение педагогов. Данная работа проходит на педагогических советах, на индивидуальных консультациях учителей с педагогом-психологом, социальным педагогом. Целью такой работы является ознакомление педагогов с особенностями психологии и воспитания учащихся разных возрастных групп. Положительный эффект здесь имеют социально-психологические игры, игры с элементами тренинга, проводимые психологом с педагогическим коллективом школы.

 

Следует отметить важнейшие характеристики работы со школьниками в такой ситуации:

 

1. Важную роль в эффективности профилактики играет личность педагога, а значит, кадровый вопрос в связи с необходимостью наркопрофилактики в образовании имеет большое значение. Такую работу должны проводить, прежде всего, педагоги, которые пользуются реальным авторитетом и доверием у учащихся. Это относится и к учителям предметникам, которые могут знакомить учащихся с информацией о наркотиках и последствиях их употребления в рамках учебных дисциплин, и к составу социально-психологической службы школы;

 

2. Освещение материала, связанного с темой наркозависимости в рамках школьных предметов должно быть продуманным в содержании и дозированным, чтобы не было перенасыщения информацией и ее обесценивания. Если каждый предмет в расписании будет ассоциироваться у учащихся с темой наркотиков, то профилактический эффект утратится, начнется автоматическое отключение внимания от серьезности проблемы; могут активизироваться характерные для подросткового возраста линии поведения: бунт против воспитательных авторитетов, стремление сделать наоборот. Поскольку сочетание «не» с глаголом носит притягательный характер, то самые худшие методы профилактики это императивные структуры с частицей «не»: не пей, не кури, не употребляй наркотики. Частица «не» пропускается подсознанием и программой с ударным смыслом остается «пей, кури, употребляй». Больше пользы принесут альтернативные, позитивно сформулированные утверждения, в которых звучат желаемые образцы поведения (например: «твое здоровье в твоих руках»; «мы выбираем здоровье»; «ты отвечаешь за свою жизнь»; «умей сказать НЕТ» и др.);

 

3. При информировании учащихся о наркотиках важно: не предлагать детям описание технологии процесса изготовления и употребления, не фиксировать внимание на тех ощущениях, которые испытывают при употреблении (успокаивающий эффект, обезболивающий, возбуждающий, вызывающий галюцинации и т.д.), так как это наоборот может привлечь интерес. Необходим спокойный и серьезный (без лишнего запугивания) разговор о последствиях употребления. Не стоит превращать наркопрофилактику в бесконечную шоу на высоком эмоциональном подъеме и постоянную игру взрослых с детьми. Поверьте, дети нуждаются не только в игре, но и в серьезных доверительных отношениях со взрослыми, построенных на искренней заинтересованности и готовности помочь;

 

4. Информация о наркотиках и последствиях употребления психоактивных веществ – только часть профилактического процесса;

 

5. Умение сказать «нет» – это очень специфическая способность. «Нет» наркотикам может сказать только тот, кто вообще умеет говорить «нет», отстаивая право на свое мнение, защищая свои личностные границы. Взрослым же часто выгодно иметь рядом послушных, покладистых, безропотных детей, легко подчиняемых, добрых и безотказных. Такие дети часто оказываются в ловушке зависимого поведения, так как зависят от положительной оценки их поведения другими людьми, испытывают серьезные затруднения в ситуациях (включая ситуации возможного предложения наркотиков, выпивки), когда приходится отказывать, говорить «нет»;

 

6. В отношениях взрослых с детьми в образовательном учреждении необходимо избегать модели созависимости, когда взрослые полностью берут на себя контроль и ответственность за поведение и успеваемость детей, подкрепляя этим зависимое поведение. При такой модели дети утрачивают собственные навыки контроля и ответственности.

 

èЕсли вокруг ситуации у детей появляется интерес, они активно обсуждают случившееся, то следует организовать обсуждение с детьми и родителями (по отдельности). В данной ситуации подойдут методы групповой дискуссии, в которой разговор будет направляться не на виновность конкретных людей, а на ситуацию с наркотиками в целом. Родителей следует оповестить о случившемся, не называя имен, сказать, что родители участников уже проинформированы. Заострить внимание на том, какие элементы воспитания могут привести к наркозависимости, как вести себя, дать возможность высказаться. Это очень важно сделать, так как дети донесут информацию до родителей, и, если видимой работы не будет сделано, то у родителей может возникнуть впечатление бездействия администрации.

Все мероприятия согласуются с администрацией школы и проводятся при активном ее участии. Психолог в такой ситуации является только элементом коллектива педагогов, задействованных в данном инциденте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 6

Какие действия должен предпринять психолог, какие психологические методы он должен использовать при работе с ребенком, его родителями, воспитателями?

Ситуация. К психоло­гу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана (4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попыт­ки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он. Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, ро­жденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интел­лектуальные способности. Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстра­тивности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, поче­му возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимо­действовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми".

Ответ

Наша задача – переформулировать запрос так, чтобы уже можно было что-то делать. В течение всего хода работы психолог выстраивает гипотезы исходя из ответов матери, ребенка и сотрудников ДОУ. Для более детального рассмотрения ситуации на всех этапах работы в кейсе недостаточно информации.         

 

1)      Сбор предварительной информации.

Так мы выясняем в беседе с матерью и сотрудниками ДОУ, а также из личного дела ребенка следующую информацию:

èОсобенности развития. Успехи в ДОУ, история посещения ребенком различных ДОУ,

èОтзывы о ребенке из ДОУ,

èСостояние ребенка до возникновения агрессивного поведения,

èСостав семьи, условия ее жизни,

èВзаимодействие с образовательными учреждениями, общественными институтами (Отдел опеки, детская поликлиника и т.д.)

2)      Диагностика ребенка

1.Установление контакта. Мы подойдем к ребенку и будем пытаться включиться в его игру. Спрашивать, что он делает с игрушками, во что играет, предлагать ему какие-то другие игрушки.

2. Безопасная атмосфера. Разговаривая с ним о его играх, мы скажем, что он может не переживать, что кто-то узнает что-то, что он здесь скажет и сделает, что все, что происходит тут у нас, будет нашим с ним секретом, но и у нас существуют некоторые правила.

3. Установление определенных правил. Их устанавливать мы тоже будем в форме игры. Например, предложим представить, что мы в шалаше, и выходить из него никуда не можем, а шалаш- это тот коврик, на котором мы сидим- таким образом мы очертим границы, куда ребенку можно ходить, а куда нельзя. Мы сразу скажем ему, что мы поиграем здесь какое-то время, а потом шалашик закроется и нужно будет уходить.

Мы придерживаемся мнения, что необходимо провести комплексную диагностику ребенка, так как на данный момент у нас нет данных об ответах его матери и другой информации. Нужно отметить, что комплекс диагностических методик может меняться в зависимости от конкретной ситуации, данных которые мы получаем на предыдущих этапах.

После установления контакта, мы в игровой форме предлагаем ребенку методики: «ой, а у меня есть такая интересная игра, давай в нее поиграем».

Методики, в соответствии с возрастом, должны быть недлительные и интересные. После каждой мы ненадолго переключаем ребенка на другой вид деятельности-например, даём ему чуть-чуть продолжить игры с теми игрушками, с которыми он играл сначала. Это сделано для того, чтобы ребенок не утомлялся, так как в пять лет долго концентрироваться на одном виде деятельности для него тяжело.

Что касается методик, с помощью них мы хотим составить целостный портрет данного ребенка(который будет полезен для дальнейшей психологической помощи), для этого используем:

  • Рисунок семьи (изучение общего интеллектуального статуса и внутрисемейных отношений),
  • тест Розенцвейга (детский вариант) – для определения причин агрессии, характеристика взаимодействия ребенка с окружающими,
  • тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен) – эмоциональная сфера,
  • Лесенка –на самооценку,
  • Сапожки/тест Равена – на интеллектуальное развитие,
  • Последовательность событий – на мышление,

Затем мы говорим ребенку, что настало время прощаться, а также спрашиваем, есть ли что-то, что он бы хотел сказать или сделать перед уходом. (например, он может захотеть взять какую-то игрушку, тогда мы скажем ему, что он сможет поиграть с ней обязательно в следующий раз)

 

Теперь мы можем предположить, что с мальчиком: есть ли отклонение в развитии или его поведение – следствие какого-то травмирующего события.

 

3)      Обобщение данных и построение обоснования к выбору подходящей коррекционно-развивающей программы

Описание целей и задач коррекционно-развивающей программы, подбор инструментов, ознакомление воспитателей с особенностями ребенка и проведения коррекционных занятий, а также составление рекомендаций по взаимодействию с ребенком. Мониторинг результатов и корректирование программы по необходимости.

 

Если все с мальчиком в принципе нормально, то мы может придерживаться в работе двух подходов:

1)Недиррективный. В таком случае мы будем наблюдать за самим ребенком, не воздействовать на него прямо. Даем ребенку свободу самовыражения.

2)Диррективный. Ролевые игры, интерпретация и тд.

 

 

4)      Информирование родителей

Родители информируются о результатах работы на всех этапах ее выполнения на доступном языке, учитывая особенности их восприятия. На промежуточных результатах в той же манере даются рекомендации по взаимодействию с ребенком.

 

 

Работа с родителями –скорее психологическое  просвещение. 

Задача № 7.

Определите в изложенном клиническом случае тип нарушения. Какие методики можно использовать для проведения дифференциального анализа для выявления особенностей личностного развития.  Предположите причины поведения и мероприятия по адаптации ребенка в клинике.

Ситуация.Ева Э., 7 лет, поступила в детское отделение. Отец — целеустремленный, честолюбивый человек, из-за напряженной работы воспитанию детей не уделяет никакого внимания. Мать — работник торговли, но не работает по специальности, так как целиком посвятила себя воспитанию троих детей и домашнему хозяйству. Восьмилетняя сестра Евы прилежна, добросовестная; трехлетний братик — очень живой ребенок. Мать лишь недавно оставила работу, поэтому Ева в течение ряда лет жила то у бабушки с дедушкой, то у родителей, испытывая на себе совершенно разные воспитательные влияния. Дед и бабушка во всем девочке потакали, мать была строга, часто снимала туфлю и шлепала Еву. Через некоторое время мать, жалея Еву, осыпала ее ласками и лакомствами, пытаясь компенсировать причиненное зло добром. Но успеха не приносили ни строгости, ни поблажки. Ева была необыкновенно упряма, постоянно пыталась поставить на своем и часто даже бросалась на пол. Когда мать за дело журила девочку, это вызывало в ней только раздражение и злость. Однажды Ева целую неделю не разговаривала с матерью из-за того, что та сделала ей замечание за плохо вытертую посуду. Когда Ева злится на мать, она не обращается к ней с просьбами непосредственно, а передает их через старшую сестру, пытаясь добиться своего. Ева очень любит похвалу и, если в чем-нибудь проявит старание, всегда ждет ее как лучшей награды.

Однажды, разозлившись, Ева неделю не вставала с постели, не поднималась даже поесть, требуя, чтобы кушанья ей подавали в постель. Мать сначала не соглашалась на такое «обслуживание», но, в конце концов, уступила. «Не буду же я морить ее голодом»,— заявила она в свое оправдание. Итак, мать и девочка постоянно спорили друг с другом, при этом в споре обычно побеждала Ева, так как она оставалась непреклонной, а мать всегда уступала.

Поведенческие проблемы начались у Евы в 3-4 года и особенно ярко начали сказываться, когда родился младший братик. Ева с самого начала отнеслась к его появлению отрицательно, бросала разные предметы в колясочку, где он лежал. Когда малютке было 14 дней, она с силой уткнула его личико в подушку, а подбежавшей матери сказала: «Это я для того, чтобы он заснул». В последующие годы Ева также относилась к маленькому братику враждебно. Когда мальчику было 2 года, она вздумала заставить его взобраться на перила балкона — мальчик легко мог упасть вниз. Ева специально подставила стул и продемонстрировала ему, как надо ставить ножки и как повернуться. Матери она сказала: «А пускай падает, по крайней мере, он тогда умрет».

В детском отделении клиники Ева постоянно предъявляет свои требования, а если к ним не прислушиваются, становится озлобленной. В игры с другими детьми включается с трудом.

Решение:

Этот пример из книги Леонгарда. Так что вот что там написано после него про диагноз и причины:

Несомненно, что у этой девочки «маятниковое» воспитание сказалось в ее постепенном сопротивлении матери, олицетворявшей в воспитательном процессе строгое начало. Впрочем, и мать была непоследовательна: внезапно становилась доброй, начинала жалеть дочку. Ровное, постоянное мягкое отношение девочка привыкла всегда встречать только со стороны бабушки. С другой стороны, следует учесть и необычность для шестилетнего ребенка таких реакций как, например, молчание по 3—4 дня или упрямое лежание в постели в течение недели с тем, чтобы противопоставить матери свою волю. Вспомним также, что во многих «поединках» с матерью ребенок оказывался сильнее и побеждал. Все подобные моменты трудно объяснить одним лишь неправильным воспитанием, приходится привлечь при анализе и характерные черты застревающего типа. То же относится: и к тяжелым, даже опасным реакциям ревности, связанным с младшим братом. Известно, что дети часто ревнуют родителей к младшим братьям и сестрам, например, нарочно мочатся в штанишки, чтобы вызвать заботливое отношение матери к себе. Но ревность такой глубины и длительности, как у Евы, все же надо считать из ряда вон выходящей. Особенно это застревающее напряжение аффекта бросается в глаза в эпизоде с цветочными лепестками. Застревание аффекта — основной механизм описываемых реакций — сказалось и во время пребывания в клинике. Положение нормализовалось благодаря применению последовательного режима и лечения. Это не могло не отразиться положительно на психике семилетнего ребенка. Возможно, Ева впоследствии станет лишь типичной акцентуированной личностью и паранойяльная психопатия не разовьется.

Про диагностику, особенности личностного развития:

Методика Рене Жиля, адаптированная И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой (1978).

 

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого - ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

 

Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

отношение к матери,

отношение к отцу,

отношение к матери и отцу как к семейной чете,

отношение к братьям и сестрам,

отношение к бабушке и дедушке,

отношение к другу,

отношение к учителю,

любознательность, стремление к доминированию,

общительность, отгороженность, адекватность.

 

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Методики рисунок семьи, рнж, рисунок человека, лесенка (самооценка)- вы в курсе, что это и зачем

Дом-дерево-человек

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

ИНСТРУКЦИЯ. «Возьмите один из этих карандашей. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».

Как только испытуемый начинает рисовать, включается секундомер (испытуемому не сообщают, что он будет установлен, но и скрыть часы тоже не пытаются). После того как дом нарисован, исследователь просит испытуемого нарисовать дерево, а затем человека — так хорошо, как только он сможет. При этом оговаривают, что человек должен быть нарисован в полный рост. В остальном испытуемого не ограничивают в выборе размеров, образов и типов рисунка.

Про адаптацию:

 

Я хз, обсудим в воскресенье. Всякие там совместные с детьми игры, беседы с врачами об однозначности их требований к ней, чтоб она не бесилась, установление каких-то четких правил, которые бы от нее все требовали, чтоб у нее не было этого эффекта «маятникового» воспитания, что-то типо того.