Методика

Предмет

Технология

Суть

КГР- индикатор и др. («полиграф»)

Функциональные и эмоциональные состояния

Электрофизиологичес

кая регистрация

Регистрация электрокожного потенциала (как правило, на ладони). Электрическая активность кожи связана главным образом с активностью потовых желез, изменяющих ее сопротивление и находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Изменение активности неспецифической системы мозга, морфологическим субстратом которой является ретикулярная формация, вызывает существенные изменения электрокожного потенциала. КГР чрезвычайно чувствительна к эмоциональному реагированию, состоянию тревоги, напряженности и часто используется для характеристики функционального состояния человека

Гомеостат Горбова

Межличностные отношения, совместимость

Аппаратурная поведенческая регистрация

Для анализа небольших групп используется известный гомеостат Горбова и его модификации - система связанных между собой измерительных приборов, которыми манипулируют члены группы (напр., психодиагностический комплекс «Гомеостат» предприятия «Нейроком»). Был предложен дискретный вариант гомеостата. В этом варианте задачей группы являлось получение заданного (целого) числа Z. Для этого каждый из M членов группы должен был независимо от остальных выбрать одно из целых чисел в диапазоне [-N, N] таким образом, чтобы в результате суммирования всех выбранных чисел получилось Z . Если фактический результат суммирования X отличался от заданного, группе сообщался этот (или умышленно искаженный в соответствии с программой исследования) результат, после чего процесс выбора и суммирования повторялся снова. Каждому члены группы, таким образом, были известны только его собственные вклад и суммарный результат группы на каждом шаге.

Сопряженная моторная реакция Лурия-Новикова

Аффективно- когнитивные комплексы (представления + эмоциональные состояния)

Аппаратурная поведенческая регистрация

Испытуемый вместе с произношением своей ассоциации из списка (смешанных) слов должен был нажимать на очень чувствительный датчик (мембрана пневматического барабанчика).

Учитывалось время реакции, кривая нажима и тремора, смысл слова-реакции.

IQ  Айзенка

Общие способности

Объективный тест

Эти тесты на интеллект иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач.

Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 обычно квалифицируется как умственная отсталость.

Тест Векслера

Общие способности

Объективный тест (с элементами моторики)

Тест включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы

Вербальные субтесты:

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка - 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа - 0, 1 или 2 балла.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 - весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка - от 0 до 2 баллов.

Невербальные субтесты:

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

8. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения - 20 секунд.

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

11. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

 

Тест Амтхауэра

Общие способности

Объективный тест

В результате теста строится профиль интеллекта по следующим критериям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение.

Перечисленные выше критегии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов.

Тест «Матрицы Равена»

Общий способности, однофакторый тест

Объективный тест

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест Слоссона

Общие способности

Устный объективный тест для детей

Тест Слоссона — пример теста, который проводится в форме индивидуальной устной беседы диагноста и ребенка: тестовые задания предъявляются на слух, свободные устные ответы протоколируются диагностом, потом сличаются с предложенным эталоном.

Такая форма проведения теста (по сравнению с более традиционной письменной, когда ответы выбираются из предложенных вариантов) имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств относятся, во-первых, возможность гибкого приспособления процедуры к детям младшего возраста (дошкольникам), с низким уровнем развития, с чрезмерной социальной тревожностью, во-вторых, возможность получения не только количественных, но и качественных данных об индивидуальности ребенка. Недостатки — значительные затраты времени (на индивидуальную работу с каждым школьником), высокие требования к квалификации и опыту диагноста, которому предстоит не только поддерживать контакт с ребенком, но и оценивать правильность ответов сразу по ходу теста.

Краткий тест отбора Вандерлика

Общие способности

Объективный тест для персонала

 КОТ предназначен для определения интегрального показателя "общие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" (А. Анастази) интеллекта:
1) Способность обобщения и анализа материала.
2) Гибкость мышления.
3) Инертность мышления, переключаемость.
4) Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость.
5) Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания.
6) Употребление языка, грамотность.
7) Выбор оптимальной стратегии, ориентировка.
8) Пространственное воображение.

Тест цветных слов Струпа

Когнитивный стиль (ригидность, полезависимость)

Объективный тест

Испытуемому предлагается таблица из слов, обозначающих разные цвета. Эти слова могут быть бесцветными (серыми) или написанными разными цветами. Испытуемый должен просматривать эти слова строчка за строчкой, слева направо, передвигаясь от слова к слову нажатием клавиши-стрелки "вправо" и вычеркивая все заданные слова нажатием клавиши-стрелки "вниз". В случае ошибки оно может вернуться назад (клавиша "влево") и снять зачеркивание нажатием клавиши-стрелки "вверх". Задача - просматривать строчки и вычеркивать слова как можно быстрее, но самое главное - работать без ошибок, внимательно, ни одного заданного слова не пропустить и ни одного лишнего не вычеркнуть.

Арифметический тест Лачинза

Когнитивный стиль (ригидность)

Объективный тест

Инструкция:

 

«На вашем бланке имеется 10 задач, для решения которых вам необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Прямо на бланке или в своей тетради записывайте последовательность арифметических действий, использованных вами для решения каждой задачи. Время не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1 до 10. Задачи нужно решать самостоятельно».

 

Обработка результатов:

 

1. Каждый испытуемый у себя проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1 – 5 имеют только одно решение, т.е. их решение всегда рационально. Критерием рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий – 2х, 1 или никакого.

2. Сравнить результаты в экспериментальной и контрольной группе.  (У испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач 1-5 с обязательным использованием всех 3х сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10). У Лачинса большинство испытуемых (около 80 %) совершают перенос на тестовые задачи тез процедур, которые использовались при решении 5 предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых рациональных способов решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов – затрудненность переключения мышления на новые способы и правила, «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную заранее программу действий.

Уровень притязаний Хоппе

Мотивация и самооценка

Объективный тест

 
 
 

Объективный тест личности. Предназначен для изучения таких личностных особенностях, как: самолюбие, самооценка, уровень притязаний, а также адекватности или неадекватности его формирования в зависимости от успеха или неуспеха.

Стимульный материал представляет собой набор несложных заданий, воспринимаемых как тест на общую эрудицию. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:

«Перед Вами разложены два ряда карточек от 1 до 12 и от 1а до 12а. Каждая карточка содержит задание, сложность которого возрастает соответственно номеру карточки. Карточки с одинаковыми номерами имеют задания одинаковой сложности. Вы можете поочередно выбирать карточку с любым номером и давать ответ на задание в карточке. Время решения строго ограничено и фиксируется по секундомеру».

В процессе выполнения испытуемым заданий теста психолог, следя по секундомеру, может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время для выполнения задания и тем самым произвольно создавать ситуацию "успеха- или "неуспеха-. Это обстоятельство придает данной методике экспериментальный характер. Порядок выбора (№ карточек) фиксируется в протоколе. Выполненные задания отмечают знаком «+», невыполненные - знаком «-».

MMPI Хаттауея

(СМИЛ Собчик,

ММИЛ Березина)

Типологические черты характера и темперамента

(патодиагностика характера)

Тест-опросник

MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), Миннесотский многопрофильный личностный опросник, был разработан в 1942-1949 годах американскими психологами И. Маккинли и С. Хаттэуэй, изначально применялся для выявления скрытых психических отклонений. В настоящее время запрещен в США для использования при приеме на работу психически здоровых людей. Запрет объясняется вторжением в личные сферы, нарушающие права личности, поскольку интерпретатор может узнать из этого теста много больше, чем предполагает испытуемый.

16PF .Кэттелла

(16РФ Шмелева)

Параметрические черты (факторы)  характера и темперамента нормальной личности

Тест-опросник

"16 личностных факторов", разработан под руководством Р. Б. Кэттелла, является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Полный вариант включает 187 вопросов. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 первичных черт (шкал) личности. Аналог - "16 русскоязычных факторов" (А. Шмелев, HR-лаборатория "Гуманитарные технологии"), предназначен для глубинной личностной диагностики, применяется для профотбора, профконсультации, определения направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т. п.

EPI Айзенка

Параметрические черты темперамента

Тест-опросник

Тест "EPI" предназначен для измерения степени выраженности двух факторов темперамента: "экстраверсия - интроверсия" и "эмоциональная стабильность - нейротизм". Несмотря на то, что темпераментальные особенности являются лишь задатками характера и только косвенно влияют на формирование тех или иных компетентностей, их диагностика может быть полезна как для самопознания, так и для работы с персоналом.

Семантический дифференциал Осгуда

Структура сознания и социальные установки

Шкалирование (биполярное)

Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos - обозначающий и лат. differentia - разность) - ассоциативная процедура, предложенная американским психологом Ч. Осгудом - в 1952 г. для изучения восприятия - , социальных установок и личностных смыслов - , массовых коммуникаций и рекламы, представляющая собой шкалирование (по трем - , пяти - , семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и прочее.

Тест личностных конструктов Келли

Структура сознания, межличностного восприятия, ролевые установки

Шкалирование

 В каждом ряду индивидуум сравнивает трех людей, указанных в верхней части таблицы, отмечая крестиком двух наиболее похожих друг на друга. Он описывает, в чем состоит их сходство, в графе «конструкт». После этого он описывает, чем третье лицо отличается от двух других, в графе «контраст».

ТЮФ – тест юмористических фраз Шмелева

Черты мотивации

Шкалирование (классификация)

Испытуемые классифицируют многозначные стимулы в соответствии с собственной апперцепцией (усмотрением), относя одинаковые фразы к разным темам - тематическим конструктам. Повышенная мотивационная значимость темы приводит к тому, что субъект апперцептирует именно эту тему в многозначных стимулах, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность). В результате количество стимулов,  отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам. Таким образом, можно судить о важности той или иной темы или, проще говоря, об установке испытуемого относительно темы, что, в свою очередь, может свидетельствовать:

1. о наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере.

2. о наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания.

3. о наличии комплексов, связанных с данной сферой.

Необходимо понимать, что данная методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить ее не может. Для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог.

Тест Роршаха

Черты характера и мотивации

Проективный тест (словесная интерпретация)

Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологомГерманом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «Пятна Роршаха».

Это один из тестов, применяемых для исследования личности и её нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.

 

Тест ТАТ

Черты мотивации

внутренних конфликтов, влечений, интересов и мотивов

Проективный тест

(словесная интерпретация)

Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. На большинстве рисунков ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности. ТАТ содержит 30 картин, некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белый лист, на котором он может вызвать путем воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 рисунок каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется возможностью наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на рисунке персона­жем, так как такая идентификация легче, если рисунок вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту. Ис­следование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 рисунков.

Фрустрационный тест Розенцвейга

Эмоциональные состояния и черты

Проективный тест

(словесная интерпретация)

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который испытуемый должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

  • ·          :А. Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые).
  • ·          :Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).

 

Пиктограммы

Частные способности, когнитивный стиль

Объективный и проективный рисуночный тест

Надеюсь тут все всем уже понятно. Можно много всего смотреть и вообще зашибись методика

Несуществующее животное

Эмоциональное состояние,

когнитивный стиль

Рисуночная проективная техника

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Тесты креативности Торранса

Общие  и частные способности

Рисуночная техника

Краткий тест. Фигурная форма.

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

 

Тест Лири

Межличностные отношения

Шкалирование (контрольный список)

ля представления основных социальных ориентаций Тимоти Лири разработал условную схему — в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге, по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания, круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник состоит из 128 оценочных суждений, которые при обработке объединяются в 8 октантов (по 16 пунктов в каждом). Испытуемому предлагается оценить, соответствуют ли данные суждения оцениваемому объекту (реальное Я испытуемого, его идеальное Я, или личность другого человека).

Шкала ценностных ориентация Рокича-Ядова

Ценностные установки

Шкалирование (ранжирование)

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

 

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

 

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Шкала Бейлза

Межличностные отношения

Стандартизированное наблюдение

Схема наблюдения за поведением была разработана Р. Бейлзом. Эта классическая методика широко используется во всем мире. По мнению Ц. Шнейера, эта схема позволяет изучать два стиля лидерского поведения:

- деловой, т. е. ориентированный на задачу;

-  социоэмоциональный, т. е. ориентированный на взаимо­отношения.

 

Инструкция испытуемому. «Оцените в баллах поведение лидера по 12 фор­мам поведения. Эта оценка может изменяться от 0 до 10) баллов: 0 баллов вы ста­вите, если не заметили такой особенности у оцениваемого лидера, 1 балл — если данная особенность поведения проявляется очень редко, 10 — наиболее часто, ос­тальные баллы — от 2 до 9 — будут промежуточными».