Психодиагностика - область психологической науки и форма психологической практики, связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Критерий научности ПД - воспроизводимость ключа к тесту с помощью экспериментально-статистической процедуры.

 

Тесты менее зависимы от квалификации исполнителя, больше зависят от стратегии испытуемого.

Клинические методы требуют большого числа независимых судей, обладающих значительным опытом работы – ЭКСПЕРТОВ.

Магическая диагностика (гадание на кофейной гуще), Парадиагностики (френология, хиромантия), Астрология – ключ к тесту (связь индикатора и фактора) не воспроизводится с помощью независимых ученых.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИК

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ:

1. Черты темперамента

2. Черты характера     

3. Мотивационные черты

4. Общие способности

5. Частные, модальные способности

6. Специальные способности и умения

7. Функциональные состояния

8. Эмоциональные состояния

9. Структурные свойства сознания

10. Свойства самосознания и самоотношения

11. Социальные установки

12. Межличностные отношения

Когнитивный стиль и личностные конструкты - промежуточные психические свойства.

 

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ:

1. Приборные психофизиологические методики

2. Аппаратурные поведенческие методики

3. Объективные тесты с выбором ответа

4. Тесты-опросники

5. Субъективное шкалирование:                

- балльная оценка и графический рейтинг,    

- парные сравнения и ранжирование,          

- классификация и оценка сходства.

6. Проективные методики

7. Стандартизованное наблюдение

8. Включенное наблюдение

9. Контент-анализ

10. Психологическая беседа

11. Ролевая игра

12. Обучающий эксперимент

 

ЗДЕСЬ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДИК

 

ИСТОРИЯ И ЭТИКА

 

ИСТОРИЯ ТЕСТОВ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ:

  • ·           Антропометрика Ф.Гальтона,
  • ·           Умственный возраст А.Бине,
  • ·           IQ У.Штерна,
  • ·           G-фактор Ч.Спирмена,
  • ·           Мультифакторный анализ Л.Терстоуна,
  • ·           Профили Г.Россолимо

 

ИСТОРИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ:

  • ·           Апперцептивный тест Г.Роршаха
  • ·           ТАТ Х.Моргана и Г.Мюррея
  • ·           MMPI
  • ·           16PF Р.Кэттелла

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ:

1920-1936 - Увлечение тестами в педологии и психотехнике

1936-1991 - Несовместимость номенклатурного принципа подбора руководящих кадров и практики научной психодиагностики

1991- н.вр. Стихия нецивилизованного рынка. Появление на нецивилизованном рынке западных и отечественных профессиональных производителей методик (ht)

 

Профессионально-этические принципы:

1) Принцип специальной подготовки психодиагностов    

2) Принцип профессиональной тайны

3) Принцип обеспечения суверенитета испытуемого                

4) Принцип объективности

5) Принцип конфиденциальности не распространение личной информации

6) Принцип психопрофилактического изложения результатов

 

ТЕСТОВЫЕ НОРМЫ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТА

 

Психометрические свойства теста:

  • ·           Репрезентативность норм (или стандартизация)
  • ·           Надежность
  • ·           Валидность
  • ·           Достоверность

 

Тестовые нормы: это такие критические точки на шкале тестовых баллов, которые отделяют области значений с заданным психодиагностическим выводом.

 

ВИДЫ  НОРМ:

  • ·           Абсолютные(или нормативы): точки на шкале сырых баллов. Регистрируют достижение заданного уровня в тестах достижений (профессиональных или педагогических).
  • ·           Статистические: основываются на выборке стандартизации. Области применения: универсальные тесты способностей и черт личности с широкой областью валидности, соревновательные тесты достижений. TOEFL, ЕГЭ.
  • ·           Критериальные: позволяют прогнозировать критериальное поведение c заданной вероятностью.

 

Виды статистических норм:

  • ·           Квартили, децили, промилли - разновидности процентильных норм для порядковых шкал
  • ·           Параметрические нормы - для интервальных шкал - задаются параметрами среднего и стандартного отклонения

 

Процентильные тестовые нормы: это точки на шкале тестовых баллов, которые отделяют от выборки стандартизации заданный процент испытуемых.

Процентиль - процент испытуемых, показавших балл ниже или равный данному.

 

Виды стандартных шкал:

Шкала

Среднее

Отклонение

IQ

100

15

Т-шкала

50

10

Стены

5,5

2

 

Соответствие процентильных и параметрических шкал:

Процентиль  

3

14

50

86

97

Стены            

1,5

3,5

5,5

7,5

9,5

Т-шкала        

30

40

50

60

70

IQ  

70

85

100

115

130

 

Ипсативные нормы: это выбор эталонных точек (средних показателей по шкалам) на основании либо усреднения результатов по другим шкалам того же испытуемого, либо на основании предыдущего результата испытуемого по этой же шкале.

Ипсативные тестовые задания – парное сравнение, или выбор из одинаково желательных или нежелательных пар альтернативных суждений.

 

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ НОРМ: устойчивость конфигурации распределения при переходе от выборки стандартизации к популяции. Нормальность - признак устойчивости. При этом анормальность - не признак неустойчивости

 

Простейший прием проверки нормальности:Если линейная стандартизация и   табличная нормализация дают идентичные таблицы перевода сырых баллов в стены, то можно сделать вывод о нормальности с точностью до шкалы стенов.

 

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА

 

Надежность - устойчивость тестовых показателей относительно случайных, шумовых факторов, или относительно объекта измерения.

 

Надежность-устойчивость - это устойчивость результатов во времени. Измеряется с помощью перетестирования, или метода “тест-ретест”.

 

Надежность-согласованность - это соответствие результатов внутри одного теста. Измеряется с помощью расщепления теста пополам. Синонимы: однородность, гомогенность, консистентность.

 

КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ по ШКАЛАМ:

  • ·           Номинальная шкала - четырехклеточная корреляция Гилфорда
  • ·           Шкала порядка - ранговая корреляция Спирмена
  • ·           Шкала интервалов - линейная корреляция Пирсона.

 

Надежность методик различных типов:

МЕТОДИКА                      ОБЫЧНЫЙ ИНТЕРВАЛ

Личностный тест               0,7 – 0,8

Интеллект-тест                   0,8 – 0,9

Тест достижений               0,9 – 0,95

 

ВАЛИДНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ

 

ВАЛИДНОСТЬ: Пригодность к измерению (диагностике) заявленного психического свойства. Устойчивость результата теста к систематическим искажениям со стороны посторонних (иррелевантных) психических свойств.

 

Основное психометрическое неравенство:

ВАЛИДНОСТЬ ≤ НАДЕЖНОСТЬ

 

ВИДЫ ВАЛИДНОСТИ:

  •             ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ или ПРАГМАТИЧЕСКАЯ
  •             ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
  •             КОНСТРУКТНАЯ
  •             ЭМПИРИЧЕСКАЯ
  •             ЭКСПЕРТНАЯ

 

Эмпирическая валидность: Метод экстремальных (или контрастных) групп. Эмпирическая валидность по критерию: 4х-клеточная таблица.

 

ВАЛИДНОСТЬ ПО СОДЕРЖАНИЮ: содержание тестовых заданий обеспечивает моделирование психической деятельности, в которой проявляются измеряемые психические свойства.

КОНСТРУКТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ: содержание измеряемого свойства обосновывается операциональным содержанием тестов, направленных на измерение концептуально родственных психических свойств.

 

КОНВЕРГЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - наблюдается значимая корреляция между тестами, направленными на измерение концептуально-зависимых свойств

ДИСКРИМИНАНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - отсутствует значимая корреляция между тестами, направленными на независимые свойства.

 

Эмпирическая валидность:

 

Валидизация – процедура проверки валидности.

Проспективная и Ретроспективная валидизация:

Ретро-критерий______ТЕСТ_____Про-критерий =>> Время

 

Экспертная валидизация: Эксперты могут оценивать тестовые задания – экспертная теоретическая валидизация. Эксперты могут оценивать испытуемых по диагностируемым свойствам – экспертная эмпирическая валидизация.

 

Кросс-валидизация:

Ключи, полученные путем поиска значимых корреляций пунктов теста с внешним критериальным показателем, нужно проверять на ДРУГОЙ выборке – не на той, на которой корреляции обнаружены. При наличии пула из 400 вопросов получется всегда 20 вопросов, которые дают корреляции, значимые на уровень 5-процентной вероятности ошибки.

 

ВАЛИДНОСТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТЕСТОВ (предел прогностичности диспозициональных психич.свойств):

Диапазон валидности для личностных универсальных тестов - 0.3-0.4

Диапазон валидности для интеллектуальных тестов - 0.4-0.6

Диапазон валидности для специализированных тестов - 0.5 - 0.7

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ: Устойчивость результатов тестирования по отношению к фальсификации - сознательным или бессознательным мотивационным искажениям результатов со стороны испытуемого.

 

ФАКТОРЫ ДОСТОВЕРНОСТИ:

  • ·           Фактор знания
  • ·           Фактор “социальной желательности”
  • ·           Фактор “индивидуальной тактики” (влияние “Я-концепции”)

 

ВИДЫ ДОСТОВЕРНОСТИ:

  • ·           Достоверность методики - защита на уровне методики
  • ·           Достоверность протокола - защита на уровне индивидуального протокола

 

ЗАЩИТА ПРОТОКОЛА И СТИЛИ ОТВЕТОВ:

  • ·           Соглашательский стиль - сочетание прямых и обратных пунктов
  • ·           Случайный стиль - использование дублирующих пунктов
  • ·           Социально-желательный стиль - использование шкал лжи

 

Многофакторные личностные тест-опросники: MMPI и 16PF

 

Методика MMPI

ИСТОРИЯ:

Hathaway S.R. - 1935-1970

Стандартизация беседы психиатра с пациентом.

Построение шкал - по методу контрастных групп (начальная выборка стандартизации – 700 человек). Группы - больные с известной нозологической принадлежностью

Сфера применения – психологическое консультирование

 

СТРУКТУРА:

566 пунктов - 550 +16 повторов.

Русскоязычная адаптация СМИЛ - Л.Н.Собчик

Сокращенные версии - 377 пунктов ММИЛ (Ф.Б.Березин и др.)

Миниверсия - “минимульт” 80 пунктов (Зайцев).

ЛОБИ – двухфакторная версия

 

10 рабочих шкал + характерологическая интерпретация:

1. Ипохондрия – Hs (мнительность)
2. Депрессия – D (уныние)
3. Истерия – Hy (демонстративность)
4. Психопатия – Pd (импульсивность)
5. Женственность – Mf (сензитивность)
6. Паранойя – Pa (инертность)
7. Психастения – Pt (нерешительность)
8. Шизофрения – Sc (оригинальность мышления)
9. Гипомания – Ma (сверхактивность)
10. Социальная интроверсия - Si (застенчивость)

 

Служебные шкалы:
L - лжи
F - истинности
K - коррекции

 

Многошкальный ключ. Табличные тестовые нормы: графический способ использования на профильном листе. Т-шкала Мак-Кола: среднее - 50, станд.откл. – 10.

 

Дополнительные шкалы (200 русскоязычных - Воробьев и др). Анализ интегративных профилей - конфигурационный анализ. Ипсативные нормы. Экспертные системы

 

МОДИФИКАЦИЯ ММПО:

Московский многофакторный психологич. Опросник (Собчик-Шмелев). Сфера применение – корпоративное тестирование.

Два этапа в проведении:

1-312 - нормохарактологические вопросы. Результат – профиль «Большой пятерки» факторов

314-602 – медико-психологические вопросы. Результат – профиль по патохарактерологическим шкалам.

 

16PF (16 Personality Factors)

История разработки (факторный анализ):

R.Cattell - 1945 – 1980

Англоязычный тезаурус 4000 слов - Allport, Odbert, 1936

Первичные 170 черт и L-данные экспертных оценок. Факторный анализ. 11 факторов + 4 фактора на базе Q-данных + Интеллект.

Сфера применения: корпоративное тестирование адаптированных людей

 

СТРУКТУРА:

187 пунктов с тремя альтернативами ответов (ограничение не выбор нейтральных ответов). Одношкальный ключ для буклетного варианта (10/13).

Параллельные формы:
А – B – для лиц, поступивших в вузы
C – D – для лиц со средним образованием
E – F – для лиц с неполным средним

 

Факторы:

  1. A – контактность
  2. B – интеллект
  3. С - “сила Эго”, эм.устойчивость
  4. E – доминантность
  5. F – оптимизм
  6. G - “Супер-Эго”, морализм
  7. I - сензитивность
  8. H - социальная смелость
  9. L - подозрительность
  10. M – мечтательность
  11. N – дипломатичность
  12. O – ранимость
  13. Q1 – радикализм
  14. Q2 – самодостаточность
  15. Q3 – самоконтроль
  16. Q4 - напряженность

 

Вторичные факторы (большая пятерка):

  1. Экстраверсия: A,F,H /E
  2. Тревожность: -C,O,Q4, /I
  3. Контроль: G, Q3,
  4. Независимость: L, Q1, Q2,
  5. Духовная организация: B, M, N

 

Шкала стенов: среднее - 5.5   отклонение – 2. Границы верхней и нижней группы: <4 и >7. 17 шкала в компьютерном варианте - шкала Sd. Перевод по линейной формуле.

 

БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА: Таксономические исследования лексики личностных черт (Норман, Голдберг, Шмелев) выявили межкультурную универсальность «Большой пятерки».

Эквивалентность вторичным факторам Кэттелла. Факторы NEO-PI(Коста, Мак-Крей):

1) Экстраверсия,

2) Согласие,

3) Сознательность,

4) Эмоциональная Стабильность,

5) Открытость ума

 

ТЕСТИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ

Краткие, экспресс-диагностические – тесты до 50 заданий и одной шкалы (на уровень интеллекта). Пример – КОТ Вандерлика, IQАйзенка.

Полные – батареи из 100 и более заданий и нескольких субшкал-субтестов (на структуру интеллекта). Пример – Тесты Векслера, Амтхауэра.

 

Вербальные – Стенфорд-Бине, Векслер, Амтхауэр, Айзенк, Вандерлик, Слоссон.

Невербальные, культурно-независимые – Равен, Кэттелл. Другое название – тесты пространственного мышления (spatialthinking).

 

Батарея «Стэнфорд-Бине»:

Первая редакция в 1916 году: Л.Термен (США) выпустил англоязычную модификацию теста Бине-Симона. Четвертая редакция теста – 1987 год.

15 субтестов батареи:

1.Вербальное рассуждение: словарный, понимание, нелепости, вербальные отношения.

2.Количественное рассуждение: количественный, числовые ряды, сопоставление равенств.

3.Абстрактное/наглядное рассуждение: анализ конфигураций, копирование, матрицы, складывание и разрезание бумаги.

4.Кратковременная память: память на бусинки, память на фразы, память на цифры, память на предметы.

 

Проведение обследования:

30-90 минут – продолжительность индивидуального тестирования (4 редакция – в один сеанс). Маршрут обследования определяется психологом на основании предварительного словарного теста. На второй стадии определяются «базальный» и «предельный» уровни по каждому субтесту.

Протокол ведет тестирующий. Пять субтестов дают ответы открытого типа, которые требуют экспертного анализа на основе эталонов-образцов. Объем выборки стандартизации – 5000 испытуемых

 

Шкалы Дэвида Векслера

Wechsler-Bellevue – 1939 (по названию клиники). WAIS – шкала для взрослых. WISC – шкала для детей. WPPSI – шкала для дошкольников.

Субтесты батареи WAIS: Вербальная шкала из 6 субтестов: осведомленности, понятливости, арифметический, сходства, повторения цифровых рядов, словарный. Невербальная шкала из 5 практических субтестов: шифровка цифр, нахождение недостающих деталей, кубики Косса, последовательности картинок, составление фигур. В батареи WISC-Rвместо шифровки цифр субтест «лабиринты». Нормативная выборка WAIS – 1700. Надежность – выше 0,9 (интервал – 1 месяц).

 

Русскоязычные версии Векслера: WAIS – Ленинградский Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева (Панасюк, Калинина, Гильяшева). WISC – Кафедра медицинской психологии МГУ (Лебединский, Баженова).

 

КОМПЬЮТЕРЗАЦИЯ

 

Компьютерный тест – все этапы тестирования происходят под управлением компьютера. Тест на бланках с последующей компьютерной обработкой не является компьютерным.

 

Особые возможности компьютерных тестов:

  • ·         рандомизация вариантов,
  • ·         время реакции,
  • ·         адаптивное тестирование,
  • ·         он-лайн контроль достоверности.
  • ·         Банки заданий в Интернете.
  • ·         Имитационные тесты.

 

Рандомизация – вопросы предъявляются компьютером на экране в случайном порядке по датчику случайных чисел из большого банка заданий. Это дает возможность индивидуализировать варианты, которые формируются прямо в процессе выполнения теста. Повышается информационная безопасность интеллектуальных и квалификационных (профессиональных) тестов отбора и аттестации.

 

Управление временем:

- Ограничение времени на сеанс в целом.

- Ограничение времени на отдельное тестовое задание.

Пример с Телетестингом: 40 минут на 50 заданий по математике, но 3 минуты на одно задание.

 

Регистрация времени реакции:

- позволяет выявлять аспонтанные ответы в случае с личностными опросниками (наряду с фиксацией колебаний в выборе ответа),

- позволяет выявлять подтасовки в случае дистанционного (заочного) тестирования.

Атипичная временная структура – время на трудные задание падает. пример с «Телетестингом».

 

Адаптивное тестирование - изменение порядка предъявления вопросов (заданий) в зависимости от текущих ответов. В результате сильные испытуемые получают больше трудных заданий, слабые – больше легких заданий, серядняки – больше заданий средней трудности.

 

Он-лайн контроль достоверности: применяется в личностных тестах. Компьютер производит подсчет текущего балла по шкале лжи и сравнивает с пороговым значением.