Методы, формы и условия  воспитания.

 

 

Методы воспитания.

 

Под методами воспитания понимают способы профессионального взаимодействия педагога с учащимся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами.

 

Все, что помогает осуществить процесс воспитания, называется средством. То и совокупность определенных предметов (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой коммуникации и т.п.). это и различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), в рамках которых воспитание осуществляется. Многие считают, что метод воспитания также выступает как одно из средств.

 

Классификация методов воспитания.

    •       Методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, общественное мнение)

    •    Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитательных ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрация, демонстрация).

    •       Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание)

    •       Методы контроля, самоконтроля и самооценки и воспитания.

 

Методы формирования сознания

 

 

Рассказ.

Это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу как методы педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности 10 минут в начальных классах и 30 минут в старших классах.

 

Метод объяснения

Для объяснения требуется использование логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения.

 

Беседа.

Цель беседы- привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений личной или общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к взаимодействию с другими людьми или к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное нравственное и эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни

Основное в беседе – это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь в беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие вопросы

 

Дискуссия.

    •       Обязательное условие дискуссии – наличие по меньшей мере двух противоположных мнений об обсуждаемом вопросу

    •       В дискуссии должно быть принято устоявшееся в принимаемое научными авторитетами решения

 

Диспут

Диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений не требует определенных и окончательных решений

Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника.

 

Пример и подражание

    •       Умение объяснять

    •       Знание своего предмета

    •       Развитая речь

    •       Уважение личности ученика

    •       Чувство собственного достоинства

    •       Чувство юмора

    •       Введение понятных детям правил взаимодействия (наказание за опоздание)

    •       Выдержка – отсутствие импульсивности

    •       Оформление внешности

    •       Требовательность

 

Мнение коллектива (или общественное мнение).

Им нужно пользоваться осторожно. Его влияние очень сильное, ведь его влияние бывает сильнее, чем проступок ребенка. Хотя метод очень хороший.

 

Методы эмоционального воздействия.

Упражнение (мы устали, мы устали, наши пальчики писали).

 

 

 

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.

 

Метод приучения.

Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписание необходимо выразить в возможно более коротком и ясном правиле. В начале следует добиться точности производимого действия и лишь затем — быстроты. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся (например, по П.Я.Гальперину)

Принципы Гальперина получили распространение в коррекционном педагогике.

 

Воспитывающие ситуации:

·   Воспитанник ставится в ситуацию морального выбора (чаще всего моральный выбор, например. Такие ситуации создавал Макаренко)

 

Педагогичское требование:

·   Прямые (прямо обращаются к воспитаннику, воспитатель указывает,  как сделать) и косвенные (просьба)

·   Формы: приказ, убеждение, просьба, намек, доверие, одобрение (подбадривание), недоверие, осуждение, угроза.

 

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

  • Соревнование

 

Организация полезной деятельности:

  • Трудовой, познавательной, спортивной, эстетической
  • Складывается из увлечения детей задачей, совместного планирования и организации деятельности, определения форм контроля и оценки (сюда же относится сюжетно-ролевая игра)

 

Одобрение и поощрение

 

Наказание

  • наказание — воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, побуждает учащихся неуклонно следовать им.

 

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс, другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых, упрек, изменение отношения к воспитаннику.

 

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

 

Педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкентные, устные  и пр.) анализ результатов общественного полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления (система Януша-Корчека и Макаренко), создания ситуаций для изучения поведения воспитуемых, поручение.