Принципы воспитания – как основа исследования и построения воспитательного процесса. Принципы воспитания современной российской и советской педагогики. Общее и отличное.

 

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

 

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

 

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

 

Принципы воспитания:

  •  Социальной детерминации
  • Взаимосвязи личности, деятельности и общения
  • Системного подхода к личности (как носителю системы качеств саморегуляции в социуме и как природному существу. Параметры, на которые нужно обращать внимание при воспитании: уровень интеллекта, умение преодолевать трудности (воля), эмоциональная сфера человека (осталось в наследство от животного мира, благодаря ему можем активировать наше действие (желание что-то делать), в определенные моменты эмоции могут и мешать, поэтому нужно помочь детям научить саморегуляции эмоционального состояния, чтобы эмоции не препятствовали, а помогали деятельности), формирование свойств, помогающих человеку взаимодействовать с миром: с другими людьми (свойства характера), способности человека, важно, чтобы в полной мере способности человека раскрывались). Системный подход к личности и означает, что нельзя концентрировать внимания только на одной из сторон.
  • Гуманистического подхода к воспитанию и личности. Положения гуманистического подхода:
  • ü  Принимать человека таким какой он есть
  • ü  Относиться к человеку, как к изначально хорошему существу
  • ü  Каждый человек уникален и необходим
  • ü  Способствовать развитию потенциала человека
  • ü  Организовывая взаимодействие с ребенком, нужно исходить из того, что это два равных субъекта. 

 

 

В условиях преобразований в России в настоящее время не сложилась концепция воспитания в образовательной системе, где создаются разные подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы, например, вальдорфская педагогика, и др. Все они более или менее радикально сменяют коммунистическое воспитание.

 

Система коммунистического воспитания создавалась с 1918 года В.Лениным, Н.Крупской, А.Луначарским, А.Макаренко и другими. Она была государственной системой в Советском Союзе до начала 90-ых годов. В настоящее время она претерпевает изменения, хотя многие ее положения сохраняют свое значение для современного образования.

 

 

Целью коммунистического воспитания было формирование всесторонне и гармонично развитой личности, гражданина-коллективиста, личности социалистического типа, обладающей преданностью идеалам коммунизма, политической активностью, патриотизмом и интернационализмом, коммунистическим отношением к труду.

 

Воспитание базировалось на принципах: коммунистической направленности и партийности, связи воспитания с жизнью и коммунистическим строительством, воспитанием в труде, в коллективе и через коллектив, единства сознания и поведения, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, опоры на положительное, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, преемственности и систематичности педагогического воздействия, единства педагогических требований школы, семьи и общественности.

Система этих принципов реализовывалась во всех сторонах воспитания в школе. Она определяла содержание воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, правовое и т.д.

 

Средства воспитания составляли система воспитательной работы в школе, учебные и трудовые коллективы, коллективная трудовая и общественная деятельность и пр. Оценка концепции. 1.Политический аппарат КПСС через систему воспитания осуществлял идеологическую обработку населения, навязывание единых официальных взглядов.

2. Коллектив превращался в средство подавления личности, формировал конформистов.

3. Цель и содержание воспитания формулировались надличностно, с позиций государства и производства, а не личности.

4. Использовались преимущественно авторитарные методы воспитания. Жесткая идеологизированная система воспитания не отражает, однако, богатство опыта и объективных открытий советской психологии и педагогики. Культурно-историческая школа С.Л.Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева, коллективистское воспитание А.Макаренко, гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского и опыт педагогов-новаторов 60-80 годов являются вкладом в мировую науку и сохраняют свое значение для современной российской школы.

 

Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении.

 

Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения , семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру.

 

Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации).

 

Авторы концепции, не отвергая в основном традиционные для советской школы принципы воспитания, делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, совместно-разделенной деятельности детей и взрослых, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов ("Вестник образования", 1991,8).

 

Основное, что характеризует эту концепцию и отличает от модели недавнего прошлого, это:

деидеологизация воспитания - освобождение от политической доктрины, идеологии и политического давления на личность; личностная ориентация воспитания - определение целей, содержания, методов от потребностей учащихся и в их интересах, а не в интересах государства;

демократизм и гуманизм системы отношений между учениками и учителями.. Это следует признать положительным, хотя многое в складывающейся концепции воспитания в российской школе нуждается в серьезной проработке.

В связи с этим становится актуальным вопрос о соотношении, сравнении отечественных подходов к воспитанию (традиционных и новых) с мировыми педагогическими концепциями.