НАДО ДОБИТЬ ВОПРОС!

 

http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38225.php

 

Русская педагогика до 1917 г.

Для того, чтобы разобраться в том, что создала русская педагогика в XX веке, чтобы понять внутреннюю диалектику русской педагогической мысли, столь осложненной страшным потрясением, которое принесла революция 1917 г., необходимо указать сначала на основные направления педагогической мысли, какие развернулись в течение XX века, и на те основные темы, которыми была занята в это время педагогическая мысль.

По существу мы можем различать три направления в русской педагогической мысли:

1) педагогический натурализм в его различных вариантах,
2) педагогический идеализм и
3) религиозно-педагогическое направление.

Педагогический натурализм разными путями связан с философской мыслью предыдущих десятилетий — он весь проникнут верой в природу ребенка, верой в возможность рационализации педагогического дела. Русский педагогический натурализм имеет двойные корни — в просвещенстве, в теории прогресса, в утопической вере в преображающую силу воспитания — ив живом преклонении перед природными дарами ребенка, в вере в чудесные силы детской души, в ненужность и вредность всякой регламентации педагогического дела. Мотив просвещенства и мотив свободы, вера в прогресс и вера в творческие силы в душе ребенка освобождают педагогический натурализм в России от узости позитивизма; скорее он полупозитивистичен, как полупозитивными были многие общие системы, склонявшиеся к натурализму, а порой к материализму (Герцен, Чернышевский, Писарев, Кавелин, Михайловский и др.). Под покровом натурализма зрело у нас всегда много подлинного идеализма, не находившего лишь своего адекватного выражения. Продуманный же и философски осознанный педагогический идеализм — кроме Ушинского (в XIX веке) — мы находим в XX веке лишь у нескольких писателей.

В педагогическом натурализме, в соответствии с его двойными истоками, мы находим два основных направления:

1) научное и
2) связанное с идеей «свободного воспитания».

Мы будем условно называть последнее течение романтическим натурализмом и выделим в нем два направления — полупозитивистское (Вентцель и др.) и религиозное (Л. Толстой и его последователи). В линию натурализма входит и вся советская педагогика, но ее особенности не исчерпываются этим моментом натурализма. Советская педагогика пытается быть синтетической, то есть целостной, и это ей до известной степени удается, но только потому, что, имея в основе марксизм и материализм, она контрабандно усваивает себе черты романтизма и даже идеализма. Из сказанного вытекает следующий план нашего изложения:

А. Педагогический натурализм:
1.  Научное течение;
2.  Романтическое течение:
  а. Полупозитивистическое,
  в. Религиозное;
3.  Советское течение.
В. Педагогический идеализм.
С. Религиозно-педагогическое течение.

 

НАДО ПЕРЕДЕЛАТЬ!!

 

 

 

Развитие школы и педагогики в СССР
в 1917–1945гг.

Первые документы Советского государства о народном образовании: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы». Реализация партийно-государственной школьной политики в деятельности Наркомпроса (А.В.Луначарский и Н.К.Крупская) (См. табл. 42, 43).
Поиски новых организационных форм и методов обучения: обучение на основе комплексов, лабораторный план, метод проектов. Унификация структуры общеобразовательной школы (1934г.) Признание урока основной формой обучения. Введение новых учебных планов, программ и стабильных учебников.
Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936г.) и его роль в дальнейшем развитии педагогики.
Ученическое самоуправление. Деятельность пионерской и комсомольской организации в общеобразовательной школе. П.П.Блонский, С.Т.Шацкий (См. табл. 44).
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны. Создание Академии педагогических наук РСФСР.

* * *

Принятые после октября 1917г. государственные акты в области народного образования – «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918г.), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР (октябрь 1918г.) и ряд правительственных декретов – утвердили демократический принцип единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Школа была провозглашена светской, независимой от церкви; родной язык каждого народа должен был стать основой образования во всех типах общеобразовательной школы. Вводилось совместное обучение лиц обоего пола, устанавливалось равенство мужчин и женщин в сфере образования, как и во всех других областях общественной жизни.
Методами преподавания стали исследовательские, опытно-экспериментальные. В эти годы была попытка предоставить педагогам на местах свободу творчества, инициативы, вводились примерные необязательные программы. Здесь появились комплексные программы, которые были интересны и отвечали достижениям современной педагогической мысли. Но они разрушали традиционную систему учебных предметов, знаний, навыков, что в конечном счете снизило качество общеобразовательной подготовки учащихся. Доминирование в начале 30-х годов метода проектных заданий разрушало классно-урочную систему. Школа растворялась в социальной среде.
Партийно-правительственные постановления 1931–1936гг. привели к стабилизации, когда за исключением содержания образования была воспроизведена прежняя «школа учебы», естественно, с некоторыми деформациями и модернизациями. Вновь был установлен примат знаний над средствами их овладения, трудовое обучение было полностью выведено из учебных планов, школа оказалась изолированной от внешней среды, устанавливались строгие нормы и правила, регламентирующие всю школьную жизнь (См. табл. 45).

Рекомендуемая литература

1. История педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.Ф.Егоров. – М., 1999.
2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941гг. / Под ред. И.П.Кузина и др. – М., 1980.
3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917 – 1973 гг. – М., 1974.
4. Проблемы истории советской школы и педагогики: Экспериментальное учебное пособ. Часть I–III / Под ред. З.И.Равкина. – М., 1991.
5. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1995.
6. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. – М., 1990.

Таблица 42

Развитие школы и педагогики в СССР в 1917–1945гг.

10 ноября 1917г. А.В.Луначарский назначен Народным комиссаром просвещения.
11 ноября 1917г. – Обращение А.В.Луначарского к гражданам России.

«Расходы на народное просвещение должны стоять высоко: щедрый бюджет просвещения – гордость и слава для каждого народа».

 

Школа II ступени – 4 года
от 13 до 17 лет

21 января 1918г.
Декрет об отделении школы от церкви.

16 ноября 1918г.
Положение о единой трудовой школе.
Декрет ВЦИК
Принципы трудовой школы:
1. Бесплатность обучения.
2. Совместность обучения.
3. Всеобщность обучения.
4. Светскость обучения.

Структура школы

 

 

 Таблица 43

Педагогические взгляды Н.К.Крупской (1869–1939гг.)

Цель школы – воспитание у детей коммунистического мировоззрения и морали, большевистской целеустремленности, высоких волевых качеств, любви к Родине; воспитание коллективиста, интернационалиста, атеиста.
Задача – борьба за знания, общественная работа, самоуправление.

О воспитании коллектива

О политехнизме и трудовом
воспитании

Коллектив – это «группа, сплоченная переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой.

 

 

 

 

 

      

 

1. Идейно-политическая направленность преподавания.
2. Организация жизни детей, режим.
3. Товарищеская взаимопомощь.
4. Совместные переживания.
5. Формирование общественного мнения.
6. Добровольные объединения по интересам.

 

 

– живая и неживая природа;
– энергетика;
– географические основы экономических отношений;
– способы обработки металлов;
– общетрудовые умения и навыки.

 

 

– осмысление трудовых процессов;
– применение в трудовой деятельности приобретенных в процессе трудового обучения знаний, умений и навыков;
– развитие конструктивных способностей детей;
– творческий труд;
– развитие интереса школьников к различным видам труда;
– оплата труда учеников.

Таблица 44

Педагогические идеи
П.П.Блонского (1884–1941гг.)

Педагогические идеи
С.Т.Шацкого (1878–1934гг.)

 

3. Школа должна быть научной,
т.е. она должна строиться на изучении окружающего (природы, почвы, погоды и т.д.).

 

1.Самодеятельность
Дух самодеятельности должен проникать во всю школу, все занятия

 

2. Школа
Должна быть связана с жизнью в деревне

 

Требования к личности учителя

 

Задачи новой школы

 «Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а самую действительность; не жизнь сужайте до учения, но учение расширяйте до жизни. А самое главное: любите жизнь…»

 

 

1. Учитель должен знать жизнь и быт трудящихся масс, обладать организаторскими способностями, являться коллективистом, агитатором, пропагандистом.
2. Новый учитель – это прежде всего человек новой психологии и новой, коммунистической, идеологии.
3. Обязанности учителя: знать свой предмет, уметь пробуждать интерес ребенка к нему, уметь учить учеников мыслить, знать возрастные особенности, психологию детей, заботиться об укреплении их здоровья, формировать у них высокую нравственность, эстетические взгляды и чувства. 
П.П.Блонский резко критикует классно-урочную систему обучения, на смену которой в рамках того же исследовательского подхода использует заимствованную из практики зарубежной школы «студийную систему» («варианты – Дальтон – план» и «метод проектов»).

Создал Первую опытную станцию по народному образованию, которая решала задачи как теоретического, так и практического плана: организацию учебно-воспитательного процесса в школе, трудового воспитания детей и организации их досуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Т.Шацкий предметом своих исследований сделал влияние условий среды на социализацию ребенка.
В числе важных педагогических проблем выделял вопросы самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, в том числе проблемы лидерства в детском сообществе.

Школа – центр воспитания молодежи.

Таблица 45
Период исканий путей строительства школы

 

Средняя школа
10 лет

Структура школы в СССР

Начальная школа
4 года

Неполная средняя школа
7 лет

 1923г. – рождение организации юных пионеров.
1923г. – Постановление об открытии школ крестьянской молодежи 
(ШКМ).
1924г. – Постановление ВЦИК о профессионализации старших классов 
школ II ступени.
Уклоны: индустриальный – 13,3%
сельскохозяйственный – 3,8%
транспортный – 1%
культурно-просветительский – 44,96%
административно-хозяйственный – 8,1%
кооперативный – 28,2%
коммунальный – 0,7%
прочие – 0,3%
1930г. – Постановление ВЦИК и СНК СССР «О введении всеобщего обязательного начального обучения».
1931г. – Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». Осуждается методическое прожектерство.
1932г. – Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в
начальной и средней школе».
«Основной формой работы в школах должен являться урок со 
строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся. Руководящая роль в школе принадлежит учителю. Срок обучения в средней школе – 10 лет.
1934г. – Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б).

 

1934г. – Утверждены должности классных руководителей.
1936г. – Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в 
системе наркомпросов».
1936г. – Принятие новой Конституции СССР. О народном образовании – 
статья 121.
1939г. – ХVIII съезд ВКП(б) установил: «осуществление всеобщего среднего образования в городе и завершение в деревне и во всех на-
циональных республиках всеобщего семилетнего обучения».