Мето­ды научно-педагогических исследований

 

Методы педагогики делятся на: 

* методы целостного педагогического процесса;

* методы обучения;

* методы воспитания;

(С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания)

* методы научно-педагогических исследований.


Наш билет относится к последней категории.

 

Методы научно-педагогических исследований – это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий.

 

Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования. 

 

Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся:

*наблюдение (надеюсь, что про наблюдение вы уже способны наболтать),

*опрос,

*изучение документации и материалов.

Эксперимент

В педагогике различают два типа эксперимента: классический и многофакторный.

Многофакторный эксперимент (его называют также аналитико-синтетическим) используют при изучении сложных, системных педагогических явлений, в состав которых входит множество элементарных процессов.

Классический педагогический эксперимент должен соответствовать некоторым требованиям. Во-первых, внедряемое в эксперимент средство должно быть ясным и однозначным. Во-вторых, условия эксперимента должны быть строго фиксированными. В-третьих, эти условия необходимо планомерно изменять, комбинировать, варьировать. Классический эксперимент проводится как сравнение результатов деятельности экспериментальной и контрольной групп. 

* Диагностика

 

Методы теоретического исследования таковы: теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования, индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному), методы обобщения полученных данных, работа с научной литературой (конспектирование, реферирование, цитирование и пр.), математические и статистические методы