Воспитание и обучение в Киевской Руси и Московсском государстве.

 

На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году.

 

Содержание образования: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадри Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

 

Некоторые историки считают, что в Древней Руси большинство населения было безграмотным. Однако сохранились многочисленные свидетельства обратного. Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей), оставленные случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв.; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой.

 

Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия отразился и на образовании. Образование стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования:

1. стали возникать приходские и частные школы

2. была создана и закреплена решениями Стоглавого собора (1551 г.) система православного образования.

 

В XVI–XVII вв. центрами просвещения в восточнославянских землях были Украина и Белоруссия. Украинские и белорусские просветители основывали так называемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительным движением.

На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в Москве Славяно-греко-латинская академия. На Украине и в Белоруссии возникали типографии где создавались и издавались учебники. С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование.

изменения в методике начального обучения:

  1. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым.
  2. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры.
  3. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы.
  4. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся.

 

 

 

 

Демократический (внесословный) характер образования появился уже в допетровское время. Так, при создании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников: священники, дьяконы, монахи, князья, спальники…

 

В допетровское время обучались:

  1.  Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями.
  2.  Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие.
  3.  Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.).
  4.  В XII веке распространилась астрология. Естествоведческие знания были случайными, несистематическими.
  5.  Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика.

 

 

 

 

 

Очень высок был интерес к истории. Историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением древнерусского грамотея.