36). Педагогическое творчество Я. Корчака и его взгляды на воспитание.

Система воспитания Януша Корчака (1878-1942)

 

Практикующий врач и потом директор детского приюта.

 

Взгляд на ребенка и его воспитание:

1.      Ребенок – это человек, и относиться к нему надо как к человеку. Ребенок жалеет жить своей жизнью и имеет на это право. Цель воспитания – не критиковать, а верить, что все ему на благо. Воспитать послушного ребенка.

2.      Ребенок – неутомимый исследователь, который масштабом своей восприимчивости превосходит взрослого.

3.      Для ребенка самая высокая радость – это радость преодоления трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа, счастье самостоятельности, овладения и обладания.

4.      Нравственное развитие ребенка формируется в детском коллективе.

5.      Свободное воспитание должно быть сбалансировано с обязанностями ребенка.

6.      Необходимо обеспечивать хороший уход за состоянием здоровья ребенка.

7.      Мало кто из педагогов говорил о детях так строго: среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых… Не идеализирует детей, для него каждый ребенок – личность.

 

Взгляд на воспитательную среду:

1.      Догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка.

2.      Идейная среда – свободного и активного.

3.      Среда безмятежного потребления – свободного, но пассивного.

4.      Карьерная среда – активного, но зависимого.

 

Цели воспитания

1.      Воспитание нравственности и других ценных личностных свойств, прежде всего, связанных с преодолением трудностей: уважительное отношение к людям, воля, мужество.

2.      Формирование самосознания и самовоспитания

3.      Удовлетворение эмоциональных потребностей детей.

Содержание воспитания:

1.      Умственное

2.      Нравственное

3.      Трудовое

4.      Эстетическое

 

Методы воспитания:

1.      Самоуправление коллектива

2.      Товарищеский суд

3.      Кодекс жизни (1.000 параграфов)

4.      Выпуск еженедельной газеты

5.      Институт опеки старших детей над вновь прибывшими

6.      Проведение ежегодных детский плебисцитов

7.      Метод индивидуальных пари

8.      Дуэльный кодекс

 

9.      Обмены по правилам