35. Анализ сущности воспитания с позиций экзистенциальной педагогики.

Находим статью «любовь к детям» в педагогическом словаре Г.М. и А.Ю. Коджаспировых, которое непременно поддерживаем: любовь к детям - «специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений» (5, 76). Данное определение приближено к главной сути феномена любви в педагогике, но, оно, на наш взгляд, требует уточнения и большего углубления в суть проблемы, что и позволит сделать нам экзистенциальный аспект решения вопроса.

Существует распространенное мнение, что любовь ребенок должен получать в семье, к школе это чувство не имеет никакого отношения. Учителя теряются от откровенных проявлений любви детей, порой не зная, как реагировать на них. Соответственно дети редко находят в школе то душевное тепло, к которому они стремятся. У. Глассер даже предлагает в школах любовь рассматривать на уровне социальной ответственности (3, 27). Ш.А. Амонашвили, педагог начальной школы, первым принципом педагогической деятельности называет любовь к ребенку. Без нее нельзя воспитать «гуманную душу в человеке». Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь (1, 15). Л.Л. Шевченко характеризует проявление любви как степень развития нравственного сознания учителя. Доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта характеризуют отношения учителя и учеников в любви. К перечисленным качествам относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность (17, 26).

В «экзистенциальной любви» на первый план становится не субъект, а объект желания. Более значим не тот человек, который любит, а которого любят. Любимый человек становится ценностью. Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности человека, которого любишь.

 

Знание, как одна из сторон любви, становится содержательным, когда обусловлено заботой и заинтересованностью. Уважать человека невозможно, не зная его. Знание проникает в самую суть жизни другого, если я сумею преодолеть нарциссизм в себе, подняться над заботой о себе, увидеть другого его глазами (16, 125).

М. Бубер в своих работах использовал выражение «утверждая другого». Утверждение человека значит принятие его скрытых возможностей. В педагогическом процессе утверждение воспитанника - это работа на перспективу, его потенциальные возможности. Учитель ошибается, если не видит в своем ученике перспективы изменения, воспринимает его уже сформировавшимся, развитым, причем, независимо от возраста учащегося. Если качества воспитанника я принимаю как находящиеся в процессе становления, то, тем самым, усиливаю его потенциальные возможности, а в дальнейшем способствую реализации.

 

Забота означает активное действие по отношению к другому, она - противоположность апатии. Озабоченность по отношению к любимому человеку вынуждает нас трудиться, улучшать его жизнь. «Любовь и труд неразделимы. Любят то, над чем трудятся, и трудятся над тем, что любят» (16, 124). Поэтому забота учителя выражается в непрерывной активности, направленной на благо своих учеников.

Забота о другом - характерная черта ненуждающейся любви, которую И. Ялом называет лучшим вариантом межличностных отношений. Любовь должна быть свободной от того, чтобы нуждаться в другом, без «слепого увлечения, вожделения, восхищения или служения себе» (18). Зрелые, свободные от нужды отношения И. Ялом характеризует следующими положениями.

Заботиться о другом означает относиться бескорыстно - отрешиться от сознательного внимания к себе.

Заботиться о другом значит со всей возможной полнотой знать другого и сопереживать ему.

Заботиться о другом значит заботиться о сущности и росте другого.

Забота активна. Зрелая любовь любит, а не любима. Мы любяще отдаем, а не «влекомы» к другому.

Забота - это способ человека быть в мире.

Зрелая забота вытекает из богатства человека, а не из его бедности - из роста, а не из потребности. Человек любит не потому, что нуждается в другом. Нынешняя любовь - результат силы.

Забота взаимна. Поскольку человек по-настоящему «поворачивается к другому», он меняется. Поскольку человек приводит другого к жизни, он также становится в более полной мере живым.

Зрелая забота не остается без награды. Человек изменен, человек обогащен, человек осуществлен, экзистенциальное одиночество человека смягчено. Через заботу человек получает заботу (18).

Любовь возможна всегда лишь в условиях свободы и никогда - в условиях принуждения, в этом случае педагог гарантирует своим воспитанникам позитивное эмоциональное существование, а в непосредственном процессе обучения - обеспечение эмоционального комфорта, - это становится основополагающей педагогической задачей. Для ее осуществления следует быть реальным человеком, не пытаться играть роль учителя, а быть искренним, делиться своими сомнениями, радостью, неуверенностью, изменениями настроения с учениками.

Выделяя основные моменты, касающиеся «экзистенциальной» любви, еще раз отметим: любовь означает, что существование другого имеет для меня смысл. Это стремление к другому человеку, в основе которого желание отдавать, заботиться, улучшать его жизнь и нести за это ответственность. Человек, который любит, способен:

видеть другого человека таким, каков он есть, понять и знать в его конкретности и уникальности;

принять ценность и необходимость человека;

утвердить человеческое существование другого;

открыть еще не реализованные личностные возможности человека, перспективу его развития.

Таким образом, любовь педагога определим как деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы.

В чем же отличие педагогического воздействия, определяющегося требованиями экзистенциальной педагогики. Во-первых, любое педагогическое воздействие должно  учитывать событийный ряд,  который произошел с ребенком до факта этого воздействия. Во-вторых, необходимо понимать, что само взаимодействие педагога и ученика является определенным событием и вызывает у ребенка положительные или отрицательные эмоции. В-третьих,   любое действие педагога, если оно не будет событием для воспитанника,   не даст никаких результатов в рамках решения педагогической задачи.

Чему же надо учить ребенка? Прежде всего, понимать себя и других, искать смысл своего существования, планировать жизнь и понимать   два важнейших события: рождение и смерть человека.

На   основе  данных  исследований,  проведенных  в   рамках  нашей научной школы      можно сформулировать основные принципы экзистенциальной педагогики, которые определяют      совокупность требований к  содержанию и организации образовательного процесса.

Принцип стимулирования   саморазвития   человека   в качестве основного требования     предполагает     формирования     мотивов самообразования и самовоспитания. Важными чертами данного   процесса является осознанность        и        целенаправленность процесса самосовершенствования  человека, его самопознание и определение   своих потенциалов и направлений работы над собой.

Важнейшими условиями реализации     данного принципа     обучение воспитанников  способов  самопознания,  рефлексии,  планирования жизненных событий.

Принцип нравственного саморегулирования, который предполагает педагогическую помощь  детям в  осуществлении нравственной экспертизы происходящих событий, на основе   сформированных   норм   отношений и поведения. Такая помощь  может оказываться как  педагогами, психологами, священнослужителями, социальными работниками.

 

Эта помощь предполагает     знакомство детей с нормами общечеловеческой морали и  обучение их  нравственному поведению. Важно при этом стимулировать нравственную самооценку и нравственную коррекцию своих поступков.

Принцип        преодоления психологических барьеров, которые определяет Р.Х. Шакуров как «внешние и внутренние препятствия, сопротивляющиеся     проявлением жизнедеятельности субъекта, его активности»1

Этот   принцип   требует   обеспечение      педагогической   помощи   в

мобилизации ресурсов воспитанника   для      проявления   активности в достижении своих целей. При этом цели  человека существенно зависят   от понимания им смысла своей жизни.

Педагоги, реализуя этот принцип   должны   создать условия для проявления  учениками волевых усилий для достижения поставленных целей своей деятельности и стимулировать позитивное эмоциональное состояние, когда эти достигнуты.

Принцип актуализации ситуации  предполагает, что каждое событие должно содержать ситуационную доминанту   (термин Т.В. Машаровой), которая  представляет   актуализированное внутреннее состояние  человека, определяющую   то в содержании данного события, что является для него значимым  и  выражается  в    его  эмоциональной    оценке.    Этот  принцип требует оказание помощи учащемуся в анализе события, определении в нем главного и  второстепенного. При    этом очень важно   в  деятельности   и общении выделить ту    часть события, которая обладает большим потенциалом для решения педагогической задачи.

Ситуационная доминанта тесно связана с эмоциональной оценкой происходящего и поэтому предполагает развитие эмоциональной сферы воспитанников.

Принцип   социального закаливания был определен нами в качестве педагогического принципа в предыдущих наших работах. Он предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

 

Условиями реализации принципа социального закаливания  являются: включение  детей в решение различных  проблем социальных отношений в реальных и имитируемых  ситуациях (социальные пробы); диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; оказание помощи детям в  анализе проблем социальных отношений и  вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.