34. Теория А. Маслоу и ее реализация в школьной практике воспитания.

Невозможность реализовать какую-либо из потребностей может привести к фиксации человека на определенном уровне функционирования. Например, если человека в детстве не ценили окружающие, он может испытывать преувеличенную потребность в уважении всю жизнь. Подчеркивается, что развитие осуществляется посредством самоактуализации как саморазвития, что подразумевает систематическую длительную включенность в различные виды деятельности, в том числе учебную. Причем самоактуализация предполагает выбор достойных, творческих задач, а не решение легких из лени или недостатка уверенности в себе.

 

Далее следует остановиться на препятствиях к развитию и самоактуализации личности. Прежде всего, как уже и отмечалось, это блокирование реализации потребностей в безопасности, уважении, принятии, в отсутствии референтной группы, низкая самоценность. Процесс самоактуализации может ограничиваться и негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые могут замыкать личность в непродуктивном поведении, а также негативными социальными влияниями, в том числе и жестким группо­вым давлением, не учитывающим интересы личности, ее индивидуальные особенности.

 

Наконец, А. Маслоу указывает, что авторитарность современного об­разования легко формирует непродуктивное поведение, блокирует самоактуализацию (саморазвитие).

 

Один из наиболее известных американских ученых по «проблеме человека» – доктор У. Глоссер – психолог, психотерапевт и педагог, исследовал взаимосвязь между удовлетворением фундаментальных человеческих потребностей у учащихся в условиях учебной среды и эффективностью работы школы.

 

Со всей определенностью выяснилось, что если в образовательном процессе создаются условия удовлетворения основных потребностей, то это приводит к высокой эффективности процесса обучения.

 

В этом исследовании был сделан еще один чрезвычайно важный вывод о том, что, оказывается, больше половины учащихся не прилагают усилий к тому, чтобы действительно учиться только потому, что школа не готова пойти навстречу удовлетворения их фундаментальных потребностей

 

Действительно, здесь находится одна из самых острых проблем современной школы: как пробудить от «спячки», как «расшевелить» эту инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей и подростков?

 

 

Концепция гуманистической психологии показывает нам выход, в какой степени мы имеем возможность удовлетворять глубинные, фундаментальные потребности школьников без серьезных срывов; и как можем целенаправленно регулировать не только жизнедеятельность учащихся, но и выходить на формирование соответствующих мотивов и ценностей. В этой связи перед педагогической наукой встает проблема технологизации, доведения до нужд практической педагогики теоретической концепции А. Маслоу, основанной на удовлетворении глубинных, генетически заданных, истинно человеческих потребностей.