32 Объектные отношения и воспитание (по Маргарет Малер)

Из возрастной психологии мне известно, что М. Малер работала с аутичными детьми! (ну вы поняли, на чём теория возникла) Развитие Я происходит через установление отношений с означенными людьми и инетриоризация этих отношений.

Стадии развития объектных отношений:

Возр. пси.

Аутистическая фаза: 0-2 мес Состояние переживания своих внутренних процессов. Смысл стадии – безопасный сноподобный переход ребенка в мир.

(лекции)

1.Нормальная аутистическая фаза (0 до 1мес).

Новорожденный «проводит большую часть времени проводит в полуспящем, полубодром состоянии, как бы ничего не замечает, не реагирует на внешние стимулы», просыпаясь первое время тогда, когда его тревожит голод и другие внутренние неудобства

Он защищен от внешнего мира тем, что Фрейд называл барьером против стимулов, чем-то вроде раковины, не пропускающей слишком сильные раздражители.

Симбиотическая фаза: 2-6 мес Отношения неразделенности, взаимозависимости. Происходит развитие эмоционального образа взрослого.

2.Нормальная симбиотическая фаза (1 -5 мес)

Мать и ребенок находятся в единстве, ребенок воспринимает мать как продолжение себя, ему кажется, что он всемогущ. Это фаза необходима для формирование чувства доверия к людям, к миру.

Фаза сепарации – индивидуации: 6 мес – 2 года Отделение ребенка от взрослого. Ребенок приобретает черты самостоятельной автономной личности.

Субфазы:

·        Субфаза рождения , 6 – 10 мес, как бы вылупляется из яйца. Начинает выделять наиболее близкого взрослого, объектное отношение.

·        Субфаза повторения, 10 – 16 мес.

·        Сепарация и объединение. Игра в куку, прятки.

·        Субфаза фосстановления, 16 – 24 мес. Экспериментирование ребенка с расставанием со взрослым и с возвращением. Пытается установить наиболее комфортные отношения.

3.Фаза дифференциации (сепарации) и индивидуации.

·        Подфаза вылупливание (5-9): Происходит отрыв от матери в силу созревания ребенка,отворачивание от матери, отползания, отстранения

·        Ранняя практика (ребенок только начинает ходить): Еле-еле передвигается, он отдаляется от матери больше, очень активно изучает мир. Те ошибки, которые матерью совершаются

·        Практика: Ребенок может передвигаться. Что-то достать. Здесь начинается роман с миром, никто не нужен, идет интенсивная исследовательской деятельности

·        Возобновление отношений (15-24 мес): Ребенок начинает ластиться, бросать игру, идти к матери.

Фаза установления константности эмоционального объекта. Мать или другой взрослый приобретают стабильность и устойчивость. Мир становится надежным и предсказуемым. Предоставляются возможности для развития индивидуальности.Первоначально Эго младенца фрагментарно, не завершено. Формирование происходит через отношения с близким взрослым. Эмпатическое отзеркаливание – процесс аккуратного и сензитивного отражения взрослым чувств, потребностей ребенка.

4. Начало формирования константности эмоционального объекта (24-30 мес): Начало развития постоянства эмоциональных объектов и консолидация личности.

Для установления постоянства объектов необходимо соблюдение двух предварительных условий. Во-первых, у ребенка должно сформировать понимание постоянства объектов, о котором писал Пиаже. То есть ребенок должен знать, что объекты (включая людей) существуют даже тогда, когда находятся вне поля его зрения, и он не может следить за их передвижениями. Это понимание, формируется в возрасте от 18 до 24 месяцев.

 

 

Подробнее смотрите табличку к вопросу про теории развития. Кроме Малер эту теорию разрабатывали Кохут и Винникот, про них там тоже написано.