31. Общая характеристика психоаналитического подхода к воспитанию.

воспитания в психоанализе. (из лекций Тамары)

 

Немного теории.

 

По Фрейду моральное развитие происходит от 2,5 лет до 5 лет, как изживание эдипового комплекса. У мальчика в 2,5 года пробуждается любовь к родителю противоположного пола, мальчик начинает ненавидеть своего отца, желать его смерти, чтобы знаять его место рядом с матерью. Одновременно с этим у него появляется страх, что отец его накажет  за это– он его кастрирует. Страх бывает очень сильным, под его влияниям, чтобы как-то этот страх изживить ребенок начинает вытеснить свое влечение к матери в сферу бессознательного и идентифицируется с отцом. Отец становиться образцом для подражания во всем. Ребенок усваивает и моральные правила поведения от отца. Так и формируется мораль.

 

(от меня и возр. пси)

Фрейд никогда не занимался конкретно возрастной или педагогичнской психологией. У него двухфакторная теория развития и всё. "Двухфакторная" значит, что есть врождённые влечения и влияния из вне, как два фактора, влияющие на развитие. В свою очередь два средовых "фактора", влияющие на развитие: фрустрация; сверхзаботливость.

 

·        Фрустрация - сексуальные потребности ребёнка пресекаются родителями или воспитателями возникает не получение удовлетворения, на последующих стадиях может развиться депрессия, могут развиться черты характера, привычки.

 

·        Сверхзаботливость - ребёнку не предоставляется возможность самому управлять своими действиями, впоследствии может развиться зависимость и некомпетентность.

 

Отсюда следует вот что:

·        Возникает остаточное поведение - при фрустрации и сверхзаботливости накапливается либидозная энергия, которая может позже проявиться в остаточных явлениях, чертах характерных для той стадии, на которой они появились.

·        Регрессия - возврат на более раннюю стадию психосексуального развития. Например, взрослый реагирует на стресс слезами; сосёт палец; прибегает к алкоголю.

·        Фиксация - задержка или остановка на определённой психосексуальной стадии.

 

Т.о. человек страдает не от актуального, а от переживаний детства. Сексуальное влечение характеризуется объектом и целями. Секс. цели - это области тела, связанные с удовольствием - они же эрогенные зоны. Согласно Фрейду, ребёнок рождается с определённым запасом энергии либидо и удовлетворяет либидо - прикосновениями. Детская инфантильная сексуальность лежит в основе взрослой, но не предопределяет её.

 

Основные положения теории развития Фрейда:

·        Психологическое развитие понимается, как мотивационно - личностное. Источник психического развития - влечения и инстинкты. Влияние социума проявляется в долговременном вкладе - приобретённые установки, черты, ценности.

·        Развитие - это адаптация к среде, при этом среда всегда противостоит конкретному индивиду. Развитие биологически предопределено. Развитие - есть преобразование и перемещение сексуальной энергии по разным эрогенным зонам. Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развёртывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям независимо от культурного уровня.

·        Движущие силы развития всегда врождённые и бессознательные.

·        Механизмы развития врождённые и основы личности закладываются в детстве, в дальнейшем структура личности изменяется.

 Психическое развитие по Фрейду обусловлено органически, зафиксировано наследственно и может наступить без всякой помощи воспитания. Воспитание выступает как противоборствующий наследственности фактор, однако логика развития предопределена развитием сексуальности, обусловленной наследственностью.

 

Кроме 2х факторов, есть 3 линии развития личности:

 

 1. Сексуальных целей и объектов.

По Фрейду, противостояние среды и наследственности не можетизменить стадии развития ребёнка, понимаемые Фрейдом как стадии развития сексуальности:

 

1)Оральная: эрогенная зона - рот, объект - "Мы" ребёнок и его мать.

а)Инкорпоративная (2 - 6 мес, кормят грудью)

б)Садистическая (6 мес - 1год, начинает кусать грудь, отталкивать её)

 

2)Анальная: эрогенная зона - анус, объект - "Я", сам ребёнок.

а)Садистическая (1-1,5 года)

б)Ретентивная (1,5-3 года, ребёнок умеет ходить на горшок)

 

3)Фаллическая (3-5 лет, эрогенная зона - пенис или клитор, объект - родитель противоположного пола, это 1й выбор)

 

4)Латентная (6 - 12, подавление сексуальности, сублимация)

 

5)Генитальная (12 - 18, эрогенная зона - пенис/вагина, объект -

другой человек, выбирается 2й раз)

 

 

2.Структуры личности(id, ego, super-ego)

·        ИД – Оно – природное начало, телесные влечения (сексуальность по Фрейду- любая телесная потребность) Главная функция - побуждения.Два влечения: эрос (к жизни, наделено энергией либидо) и танатос (к смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)

·        ЭГО – Я - прижизненное образование. Основная функция - помирить ид и суперэго. Эго - подчиняется принципу реальности. Слуга трёх господ - суперэго, ид и реальность.

·        СУПЕРЭГО - Сверх я - формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура - совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы - родители. Основные функции - контроль, наказание. Напралено против телесных потребностей.

 

3. Защитных механизмов

· Вытеснение

· Регрессия

· Уход

· Реактивная формация

· Проекция

· Идентификация

· Изоляция

· Замещение

· Рационализация

 

Вернёмся к лекциям и теме идентификации с матерью и отцом. Сейчас пишут, что идентификации происходит с обоими родителями, где и когда не понятно, вопрос непростой.

 

Анна Фрейд работала с детьми и также предполагала, что есть защитный механизм идентификация. Что пыталась использовать в своей работе. Обращала внимания на то, что детский и взрослый психоанализ сильно отличаются. Т.к. ребенка нельзя положить на кушетку, поэтому на первых порах нужно с ребенком поиграть.

 

1 стадия: стадия знакомства и игры с ребенком. Цель: вхождение в контакт с ребенком и завоевании его авторитета.  После этого можно приступать к лечению.

 

Все последователи Фрейда в этом вопросе, кто после Анны Фрейд, делали упор на развитие Я, - это так называемые неофрейдисты или "современный психоанализ". Самые классные ученики  Фрейда (см. таблицу к 19 вопросу):

·        Аналитическая психология К.Юнг,

·        Индивидуальная психология А.Адлер,

·        Социальный психоанализ К.Хорни

·        эгопсихология: А. Фрейд, Э.Эриксон,

·        теория объектных отношений: М.Малер, Д. Винникот, Х.Кохут,