Прагматизм  — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.
Максима прагматизма (Чарльз Пирсон): представим себе, какие практические последствия может иметь действие данных объектов, и наше представление об этих действиях будет составлять всю совокупность представлений об этих объектах 

Джон Дьюи (1859 – 1952) американскийфилософ-прогматик и педагог.

 

     Придерживался понимания истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно».

Цель воспитания, по Дьюи, — формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства.

     Экспериментальный метод у Д. Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания. Без этого знания остаются только догадками.

   Дьюи выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребёнка: «Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания

 

Инструментальная педагогика

 

 

       Концепция построания обучения на спонтанной активности ребенка и приобретении им опыта. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребёнка, нежели привычное сообщение ему системы знаний. Конечный итог обучения - выработка навыков мышления, способность к самообучению. Целями обучения выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта.

 

      Школьное обучение следует начинать с деятельности учащихся, имеющей общественное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Содержание обучения, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций. Подлинным образованием Д. Дьюи считал всё ценное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций, из специально организованного опыта, из «делания».

       Для учащихся способом приобретения опыта являлось решение различных деловых задач: изготовить макет, найти ответ на вопрос и т. д., а приобретение необходимых для этого знаний связывалось с интересами ребёнка, которые обеспечивают его внимание и деятельность. Д. Дьюи при этом допускал, что не всё жизненно важное может представлять для ребёнка интерес, в связи с этим у детей нужно развивать силу воли, воспитывать характер.

 

 

      Роль воспитателя - направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями.

 

        Содержание образования - приобретённый опыт ребёнка, обогащающийся в условиях обучающей среды.

 

 

     Дьюи приезжал в СССР в 29ом году и делился опытом. Профессор В. В. Кумарин пишет: «Луначарский, по совету Ильича, вместо „прусской модели“ ввёл американскую. Ленину очень хотелось, чтобы пролетарские детишки росли здоровыми, не витали в облаках „всестороннего развития личности“ (что такое „личность“ и сколько у неё сторон — кто знает, пусть поднимет руку), а как можно раньше распознавали своё призвание и не болтались в жизненной проруби как круглые отличники».


      Советские педагоги 20-30-х годов заимствовали из прогматизма следующие идеи:


 укрепление связи школы с жизнью и производством;


 развитие индивидуальных способностей и склонностей учащихся;


становление умений планировать свой учебный труд и самостоятельно его выполнять;


 систему контроля и
 самоконт роля в процессе учебной деятельности;


 обучение, основанное на применении исследовательского метода.
 

 

 

 

     В 1930-х годах Сталин снова «восстановил в правах» железобетонные единые учебные планы и программы. После 1937 г. Дьюи был «опознан» в СССР как пособник троцкизма (в связи со своей правозащитной деятельностью в комиссии по этому поводу), а его книги были изъяты из советских библиотек.