29. Классовый подход к теории и практике воспитания в трудах Маркса

 

     Классы -  социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.
Можно выделить  класс собственников на средства производства (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, хозяева заводов и корпораций) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющему очень ограниченные права на собственность (крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы).
 

      Марксизм установил обусловленность общественного сознания общественным бытием, а это дало возможность выявить социальную природу воспитания и его классово-исторический характер. Они вскрыли порочность и ошибочность тех идеалистических теорий, которые рассматривали воспитание как неизменную категорию, независимую от общественных отношений.
       Содержание, цели, методы и средства воспитания определяются типом общественных отношений и различны в разных общественно-экономических формациях. В первобытном обществе воспитание проводилось всей общиной, осуществлялось в процессе трудовой деятельности, игр, обрядов. В классово антагонистическом = капиталистическом обществе оно направлено на поддержание и укрепление существующего строя, осуществляется гос. органами, церковью, школой и опирается на соответствующие теоретические представления. Ряд прогрессивных для своего времени концепций воспитания был разработан мыслителями Возрождения, франц. просветителями, социалистами-утопистами, теоретиками педагогики.
        Классовый характер воспитания в классовом обществе. Критика воспитания в буржуазном обществе.

      К. Маркс и Ф. Энгельс дали глубокую и разностороннюю критику буржуазного воспитания. Они установили, что господствующие эксплуататорские классы превращают воспитание в орудие угнетения трудящихся, в средство укрепления своего классового господства. Непосильный, изнурительный фабричный труд женщин в условиях капитализма приводит неизбежно к разрушению семьи. Не имея минимальных средств для существования, родители-пролетарии вынуждены отдавать своих детей в раннем возрасте внаем капиталистам. Маркс отмечал, что на лондонских шелковых мануфактурах девятилетние дети работали, получая гроши за свой труд. Матери отдают мальчиков внаем на любую работу за мизерную плату. Зачастую дети рабочих рождались ослабленными из-за ненормальных условий, в которых протекала беременность матерей. Пища в рабочих семьях для маленьких детей совсем не подходит, но у рабочих нет средств, чтобы доставить своим детям полноценное питание. Жилища рабочих расположены в кварталах с нездоровым воздухом. Скученность живущих в одной комнате настолько велика, что ночью нечем дышать.

    При капитализме воспитание для огромного большинства (рабочих) является не более как преобразованием в машину, обслуживающую нужды эксплуататоров (собственников, банкиров).

       Конечная цель Коммунистического воспитания (т е воспитания, ориентированного на иную социо-экономическую формацию) — достижение всестороннего развития человека, интересы которого гармонически сочетаются с интересами всего общества. Коммунистический идеал человека противоположен как буржуазному идеалу эгоиста, жаждущего успеха, богатства и власти, так и мелкобурж. идеалу нищего духом аскета, во всём уповающего на «всевышнего» или на «кормчего».

          Марксисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса.

   Предполагается, что человек наделен от природы не готовыми способностями или определенными свойствами ума, воли и характера, а лишь задатками, которые являются предпосылками для развития этих способностей. От общественных условий и воспитания зависит, что «способность, существующая в освобождающих себя индивидах до сих пор лишь в качестве задатка, начинает функционировать как действительная сила...»

 

Теоритические основы воспитания

 

     Каждый человек активно утверждает себя в жизни. Воздействие наличность социальных институтов, др. людей, коллективов, представляющих субъект воспитания, диалектически сочетается с самовоспитанием человека, с процессом его активной деятельности по восприятию, оценке и усвоению различных внеш. Влияний.

 

 

 

Умственное воспитание

 

     К. Маркс, говоря о том, что он понимает под воспитанием, на первое место поставил умственное воспитание. Овладению теорией, науке, образованию основоположники марксизма придавали огромное значение. Наука была для Маркса, по выражению Энгельса, исторически движущей, революционной силой. В преподавании надо идти не только индуктивным путем, но и дедуктивным, так как индукция и дедукция связаны между собой так же, как синтез и анализ. Необходимо применять каждый метод на своем месте, «а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга».

 

Нравственное воспитание.

 

 

      В отличие от буржуазных философов, которые рассматривают мораль как совокупность вечных и неизменных норм, присущих человеческому сознанию, К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что мораль есть продукт исторического развития и, как все формы идеологии, обусловлена определенными общественными отношениями.
Важнейшей чертой новой морали (коммунистического общества будущего) К. Маркс и Ф. Энгельс считали коллективизм. Нравственное воспитание должно следовать  принципам коллективизма, интернационализма, товарищества. Воспитание нового, всесторонне развитого человека, гармонически сочетающего в себе моральную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство – цель нравственного образования по Марксу.