Вопрос 28.

 

Теория трудового воспитания Роберта Оуэна (1771-1858)

Роберт Оуэн английский общественный деятель, оказавший влияние на практику трудового воспитания

Историческая обстановка в Англии в первой половине 19 века(в т.н. «золотое время») была ужасной. Появляются много рабочих мест и огромное количество людей, готовых за гроши работать. Принимаемые законы провоцируют бегство людей из деревень в города. Люди работают по 12-15 часов + на фабрики брали детей с 7-8 лет.

 

Оуэн считал человека пассивным продуктом социальной среды (обстоятельств и воспитания), характер человека определяется независимым от его воли условиями окружающей среды. Труд «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера»(1813).

Пороки и недостатки людей обусловлены той обстановкой, в которой они живут, и если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет достигнута путём воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путём установят социалистические отношения.

Атеизм Оуэна. Он заявлял, что религия превратила мир в громадный сумасшедший культуры

 

Создание школы воспитания характера:

·  Школа для маленьких детей от 1 до 6 лет (ясли – 1-3, сад для детей – 4-6 лет)

·  Дневная школа для детей от 6 до 10 лет

·  Вечерняя школа для подростков от 10 до 17 лет, работавших на фабрике

·  Вечерние лекции и консультации, культурные развлечения для взрослых.

 

1)Школа для маленьких детей

Много внимания уделялось физическому воспитанию (гимнастике и военным упражнениям), эстетическому воспитанию (пению, танцам, музыкальным и ритмическим занятиям), длительному пребыванию детей на свежем воздухе, воспитанию у детей духа коллективизма. Детей учили не обижать своих товарищей, а уважаться их и оказывать им помощь. Систематическое обучение письму и чтению не проводилось, но велись беседы о природе, об окружающих предметах и явлениях.

2)Начальная школа:

·В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю

·Одна из главных целей обучения – развитие мышления

·Все обучение строилось на основе широкого применения ***

 

Результаты преобразовний и призывов Оуэна:

В результате усилий Оуэна в 1819 году в Англии был прият первый закон, ограничивающих работу женщин и детей на фабриках.

К 1817 году Оуэн понял, что не сможет изменить социальный строй предлагаемым им способом и установить социализм. Он перешел к критике капитализма, основанного на неравенстве, эксплуатации и заблуждениях, и стал пропагандировать переход к новому строю и созданию общин, кооперативов, справедливого обмена между товаропроизводителями, и в особенности к правильно организованной системе воспитания.

В социалистическом же обществе люди будут получать всестороннее образование. Умственное образование будет соединено с физическим.

 

Опыт колонии Оуэна(опыт построения социализма)

В 1825 году в Америке в штате Индиана  вместе со своими единомышленниками он основал «социалистическую» колонию «Новая Гармония», установив в ней особый порядок. Собственность в колонии объявлялась общественной, устанавливался общий труд, и  в соответсвии с затраченным трудом распределялаись продукты труда. Все члены колонии имели право на одинаковую пищу, одинаковую одежду, жилище и воспитание. В колонии в соответсвии с принципами Оуэна были открыты школы.

К сожалению, колонисты были очень мало подготовлены к такому социальному эксперименты, они вскоре разделили общественной имущество, стали враждовать друг с другом и стремиться к личному обогащению.

 

В 1829 году Оуэн, разоренный, вернулся на родину, большую  часть оставшихся денег разделил между своими семью детьми и прожил еще тридцать лет, примкнув к социалистическому движению.