26). Педагогическая система выдающихся немецких педагогов А. Дистервега и И. Ф.  Гербарта.

 

Педагогическая теория и деятельность А.Дистервега

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовини¬стического подхода к решению педагогических проблем.

 

Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность.

 

Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особен¬ностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психо¬логии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер.

 

 

Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Обучение должно спо-собствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.

 

Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» — и советует возвращаться к пройденно¬му так часто, чтобы, оно не могло изгладиться в памяти. «Не торопись при изучении основ» — гласит одно из его правил.

 

Педагогическая деятельность А. Дистервега.

В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических убеждений оказали годы деятельности (1813—1818) в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци. Он решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии: сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми.

Он преподавал в семинариях педагогику, математику и немецкий язык и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих семинариях. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом.

 

Когда реакционное правительство Пруссии усиленно стремилось предотвратить назревавшую буржуазную революцию, Дистервег был уволен с должности директора Берлинской семинарии, а в 1850 году он вынужден был уйти в отставку. Но Дистервег продолжал оставаться руководителем немецких народных учителей, которые избрали его сначала председателем Всегерманского учительского союза, а затем своим представителем в прусскую палату депутатов. Еще при своей жизни он заслужил почетное звание «учитель немецких учителей».

 

Педагогическая система Иоганна Фридриха Герберта (1776 – 1841)

Ассоцианист.

Авторитарная педагогика.

Цель воспитания: формирование добродетельного человека, разделяющего 5 вечных нравственных идей.

1.      Идея внутренней свободы. Принимает решения и выполняет их. Она делает человека цельным.

2.      Идея совершенства. Целенаправленная активность. Она содержит в себе энергию и волю и дает внутреннюю гармонию.

3.      Идея благорасположения, содержащая требования в согласовании воли одного человека с волей других людей.

4.      Идея права, которая применяется в случае конфликтов.

5.      идея справедливости, которая необходима для определения награды тому, кто служит обществу или меры наказания тому, кто нарушил закон.

Религиозное воспитание важно. Убеждает человека в зависимости от высших сил. Религиозное не равно нравственному.

Нравственное воспитание.

1.      Управление – поддержание внешнего порядка в процессе воспитания (как условие последующей воспитательной работы). Направлена на смирение резвости детей. Средства управления: угроза, надзор, запрещения, наказания. Это нужно пока нет внутренних средств управления.

2.      Обучение. Основывается на многосторонности интересов. Познание окружающего мира и общественной жизни.

Интересы:

         Эмпирический – стремление к наблюдению.

         Умозрительный – настраивает на размышление.

         Эстетический – обеспечивает художественную оценку явлений.

         Симпатический – направлен на членов своей семьи и ближайший круг знакомых.

         Социальный – более широкий круг.

         Религиозный – общение с Богом.

 

2.      Формирование нравственности

Опора делается на позитивные качества воспитанника. У учителя должно быть «глубокое проникающее одобрение», распознавание Я ученика.

 

Средства нравственного воспитания:

         Удерживать воспитанника

         Определять воспитанника, то есть поставить в специальные условия

         Устанавливать четкие правила поведения

         Поддерживать в душе воспитанника спокойствие и ясность

         Волновать душу ребенка одобрением и порицанием

 

         Увещевать воспитанника