24. Ян Амос Коменский о нравственном воспитании.

 

На смену эпохе Возрождения пришла Реформация.

Деление церкви на Протестантскую и Католическую. Протестантская была ориентирована на создание материальных благ, противопоставляя себя старой школе.

Наиболее ярким представителем эпохи Реформации: Ян Амос Коменский (1592-1670).

Теория и основные вехи жизни:

  1. Чешский период до изгнания (включая годы учебы в германии) (от рождения до 1628 года)
  2. Польский период (с 1628 года 1656) (с выездом за границу в Англию, Швецию, Венгрию. Создание трудов: а) «Материнская школа воспитания» (1632)

б) «Великая дидактика» (1632-1638), но только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собрании дидактических сочинений.

 

Окончил латинскиую школу. 

 

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т. е. положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов:

 

 наглядность - предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т. е. благодаря чувственному восприятию;

 

✓ последовательность и систематичность. "Ум в познании вещей идет постепенно", поэтому "обучение должно вестись последовательно". Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины;

 

✓ прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником. Добиваясь прочности знаний, учителю прежде всего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия. Следующим условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности;

 

✓ самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Нужно, чтобы "каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами", обдумывал самостоятельно и применял знания на практике. 

 

Организация школьного обучения. Классно-урочная система.

Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретические разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее.

 

Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям. Он указал, что каждый урок должен иметь свою тему и задачу. Учитель должен внимательно следит, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе. Разработал правила учета знаний учащисхя.

 

Коменский о воспитании.

Цель воспитания, по Коменскому, - подготовка к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел:

  • в познании себя и внешнего мира, которому соответствовало научное образовани
  • в умении владеть вещами и самим собой, которому соответствовало нравственное воспитанием
  • во возведении себя к источнику всех вещей-богу, которому соответствовало религиозное образование

 

В системе моральных качеств (добродетелей) наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Мудрость является руководительницей добродетельной жизни, поскольку она дает истинное суждение о вещах.

Умеренность — соблюдать во всем меру, не доходить до пресыщения и отвращения.

Мужество — добродетель, включающая черты: самообладание, готовность принести пользу, выносливость.

Справедливость — развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям.

 

Методами нравственного воспитания:

Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнении детей в нравственном поведении (в частности, при воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

 

Панпедия.

Коменский как представитель гуманистической традиции, считал, что человек - творец, от активности которого зависит как совершенствовании окружающего мира, так и материальное и духовное человечеста. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде,  в течение всей жизни на основе равноправия.

 

Система всеобщего воспитания К.включает «школу рождения», которая включает подготовку родителей к супружеству и пренатальный период (вынашивание и рождение детей), «школу раннего детства» (дошк.воспитание), «школу детства» (элементарное начальное образование на родном сзыке), «подростковую школу» (ср.ступень), «школу молодости» (высш.образование). На следующем этапе — в «школе старости» - должны преобладать мудрость, жизненный опыт.

 

 

Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международные организации ученых для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов.