23). Педагогическая мысль в эпоху Просвещения.  Взгляды Жан Жака Руссо на воспитание.

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Сторонник теории договорного государства и естественного права.

Самым счастливым периодом жизни человечества называл первобытные времена. Все последующие века осуждал за то, что в человеческом обществе укоренилась частная собственность, и большинство людей стали ее рабами. Власть и богатство создали неравенство, поэтому человек потерял свободу. «Человек родился свободным, между тем, он повсюду в цепях».

«Эмиль, или о воспитании».

Теоретические основания теории воспитания Руссо:

         Власть должна принадлежать народу

         Каждый человек должен трудиться

         Только мелкая собственность имеет право на существование, а собственность феодалов надо уничтожить.

         Каждый человек свободен верить по-своему, «сердцем».

         Человек испорчен современным обществом, следовательно, воспитывать ребенка следует вне испорченного общества, вдали от цивилизации, на «лоне» природы.

Теория свободного и естественного воспитания

 

Цель: воспитать такого человека, который ни от кого не зависел бы, жил бы плодами своих трудов, ценил бы свою свободу и умел ее защищать. Тот человек, который ценит свою свободу, научится, конечно, уважать и свободу других, основанную на труде.

Детей тружеников воспитывать не надо, они уже воспитаны самой жизнью надо перевоспитывать феодалов, аристократов, правильно воспитывать их детей, и мир станет иным. Поэтому героем своего произведения «Эмиль, или о воспитании» он делает Эмиля, происходящего из знатной семьи.

Основные принципы воспитания: свобода и тд.

 

Периодизация психического развития

1.      От рождения до 2 лет – время, когда развивается сенсорика, движения и речь. В центре внимания должно стоять физическое развитие, закалка детей, развитие органов чувств. Нельзя пеленать – ограничение свободы.

2.      От 2 до 12 лет – «Сон разума». Необходимо развивать внешние чувства ребенка. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает, сравнивает. Хорошо бы до 12 лет не знать книги, единственно полезная книга – Робинзон Крузо. Развитие сенсомоторного интеллекта до уровня конкретных операций. Метод естественных последствий (не наказание, а естественное последствие). Если ребенок разбил окно, не надо вставлять новое, пусть он заболеет. «Лучше схватить насморк, чем вырасти безумным».

3.      12-15 лет – начало умственного и трудового воспитания. Но нет склонности к абстрактным научным и нравственным построением. При выборе предметов для изучения, нужно исходить из интересов ребенка. Руссо развивает оригинальную методику получения ребенком знаний, основанную на самостоятельном исследовании им явлений.

4.      С 15 лет до совершеннолетия – Интерес к противоположному полу, когнитивное развитие – построение абстрактных представлений о морали и мире. Осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

 

Три задачи воспитания – воспитания добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.

  • Добрые суждения – через изучение биографий великих людей, истории.
  • Добрая воля – через добрые дела.
  • Добрые чувства – наблюдение картины человеческих страданий, нужды, горя. Не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают добрые чувства.

 

О религиозном воспитании.

Руссо считал, что лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии. Человек сам придет к познанию божественного начала. Как деист, Руссо считал, что, размышляя о мудром устройстве вселенной, ребенок приходит к мысли о ее творце.

О воспитании женщины.

Женщина должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, подчинение чужой воли – вот удел женщины. Умственные занятия ей не нужны. Девушки чувствуют себя созданными для повиновения.

 

Значение теории Руссо

         В онтогенезе человек повторяет стадии филогенеза

         Основоположник возрастной психологии. Показал ведущие компоненты на каждой стадии развития.

         Теория свободного воспитания – основа для гуманистической педагогики.

         Учет возрастных и индивидуальных особенностей

         Всестороннее развитие

         Важность трудового обучения

         Необходимость физического воспитания.

Поставил вопросы о:

         О выборе между большим объемом «полузнаний» и ограниченным объемом глубоких знаний.

         О важности метода косвенного наведения (или проблемного метода обучения)

         О роли учителя не только как образца поведения, но и как организатора воспитательной среды, в соответствии с интересами ребенка. Он интуитивно исходит из требования находиться в ЗБР ребенка, хотя сформировано это понятие было гораздо позже.

Последователи Руссо – граф Лев Николаевич Толстой. Родившись человек представляет собой первообраз гармонии, правды, добра.

 

Школа Толстого.