22). Воспитание в Средневековье и эпоху Возрождения.

 

Средние века. Христианство.

Христианская религия — душа и тело — разные ипостаси. Душа вечна, живет на небе, принадлежит Богу; тело живет временно и на земле.

 

Аффекты с точки зрения христиан — проявления душевной плоти (плоть греховна). Цель воспитания — подготовка души к вознесению на небо, к загробной жизни. Душа должна отказаться от всего плотского и заниматься искуплением первородного греха.

 

Как можно искупить грех?

Человек должен:

  • соблюдать посты,
  • подчиняться всем требованиям церкви,
  • молиться постоянно,
  • каяться,
  • читать священные книги,
  • быть озабоченным умерщвлением плоти,
  • различные методы воспитания души (самобичевание).

Люди были неграмотные (особенно в первые века средневековья). Церковь принимает целибат. Постепенно выделилось несколько дисциплин, которым стали обучать людей в больших кафедральных соборах, потом эти люди становились священнослужителями. Их количество росло.

 

 

Выделяли 7 свободных искусств, делились на 2 части:

1 часть — трехпутье (тривиум по латыни):

  • грамматика,
  • риторика,
  • диалектика (начатки религиозной философии);

2 часть - еще 4 предмета:

  • арифтемика,
  • геометрия,
  • астрономия,
  • музыка — четырехпутье (квадриум).

Постепенно стала развиваться наука, появилась необходимость в более образованных людях. Появились первые университеты. Первый университет — Болонский университет (1088 год). Начал функционировать в 1088, но официальное разрешение получил только через 70 лет. Оксфорд (1133), Кембридж (1209). Сорбонна (1215). Римский университет (1303). Пражский (1340). Университет Карла (Краков) (1364). Венский университет (1365). Гейдельбергский (1386).

 

Первыми факультетами были: богословский факультет, медицинский, юридический. Также были факультет 7 свободных искусств — тривиум (начальное образование), квадриум (среднее образование), а после этого — на факультетах университета.

 

Рыцари были безграмотны, потому что их не интересовали свободные искусства. 7 рыцарских добродетелей:

  • умение ездить верхом,
  • плавать,
  • владеть оружием,
  • уметь охотиться,
  • играть в шахматы,
  • петь,
  • слагать стихи.

Женщины были грамотными. Воспитывались в монастырях. Их воспитывали капелланы, которые тоже были грамотными.

Церковь влияла на рыцарей через их жен.

 

 

 

Эпоха Возрождения.

 

Началось все с Италии. Италия в то время была богатой страной (центр пересечения дорог с Востока на Запад и наоборот). Появляются люди, которые активно занимаются искусством, творчеством, поэзией, наукой, историей, и постепенно приходит осознание, что античный мир забыт, а корни в античном мире, который находится под запретом. Эти люди называли себя гуманистами, они выступают с новыми принципами на то, что из себя представляет человек.

Основные постулаты:

1)      Человек признается совершением природы. Логика их рассуждения: человека создал Бог, как свое подобие, наделил его, как себя, творческими способностями. Бог передает человеку свое творческое начало. Главное, что хар-ет человека: творчество, смаостоятельность, свобода выбора, интеллект. Человек — продолжатель дел Бога. Задача человека — творить мир.

2) Отрицали постулат греховности. Душу и телу разрывать нельзя, представители античного мира были правы, когда рассматривали в единстве.

3)      Гармоничное развитие человека. Умственное развитие, нравственное, эстетическое, физическое,

 

Кто такие гуманисты? Это образованные люди, которые с одной стороны, открывали новые школы (их было немного) и старались свои идеи в этих школах реализовывать.

«Школа радости». «Академии» - клубы, в которых обсуждались насущные проблемы философии, образования, развития. Эти люди отстаивали человека.

Необходимо выделить 5 дисциплин:

  • грамматика,
  • риторика,
  • поэзия,
  • история,
  • этика.

Изучению латинского языка придавалось огромное значение. Считали, что латинский язык организовывает мышление. Было уже несколько латинских языков: древний, современный итальянский язык, промежуточный. Изучали классическую латынь. В латыни заложены почти все особенности грамматики, которые характерны для разных языков.

 

А как нужно воспитывать нового человека?

         Хорошо образованным и воспитанным должен быть учитель. Выстраивать обучение таким образом, чтобы оно было связано с жизнью.

         Между обучением и воспитанием есть тесная связь. Обучение носит воспитывающее значение.

         Против физического наказания.

         Образование и воспитание женщин. Мужчины и женщины должны получать равное образование.

         Выступали за доступность образования независимо от общественного и имущественного состояния человека.

         Поставили вопрос о самообразовании.