21). Образование и воспитание в античном мире.

 

Древняя Греция.

Цель воспитания (Др.Греция) — формирование героического характера (всегда быть лучшим и превосходить других: на поле сражения, в спортивных состязаниях, в игре на лире, в стихосложении и на пиру).

 

Содержание воспитания: давать интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

Эстетическое — формирование чувства прекрасного, умение понимать прекрасное. Недостатком этой схемы является то, что эмоции обходятся стороной.

 

Про Др.грецию знаем благодаря римским историкам. В литературе высказывается точка зрения, что историки преукрашали действительность, делали их экзотическими, для того, чтобы их было интереснее читать.

 

Известна Афинская и Спартанская системы воспитания.

Др.греция — совокупность маленьких стран, городов. В каждом городе были свои порядки.

 

Афины — находились в центре городов-карликов, а Спарта — на границе с племенами.

 

Афинская система.

С 7 до 13-14 лет (речь только о патрициях) мальчики обучались в частных и платных школах. Начальная школа была платная, а средняя бесплатная. Эта частная школа называлась школа грамматистов и кипаристов. Они обучались в этих школах последовательно или одновременно. В шк.грамматистов — учились читать, считать и писать. В шк.кипаристов — литературное образование и эстетическое воспитание. Это было только для мальчиков. Девочки не обучались, готовились к выполнению супружеского долга. Мальчиков учили музыке, пению и декламации.

Мальчики в 13-14 лет переходили в другую школу — палестру (спортивная школа, динамическая школа, школа борьбы), здесь они занимались физическим развитием (изучали борьбу, отсюда пошла классическая борьба. В классической борьбе мужчины борются только руками.) Бег, метать диски, копья, плавать. В палестре велись беседы на политические и нравственные темы. Бесплатно. В 16-17 лет мальчики оканчивались палестру, наиболее состоятельные из них поступали в гимнасии: философия, политика, литература (готовились к государственной деятельности). После окончания гимнасии с (с 18-20 лет) , часть мальчиков переходила на другую ступень — эфебии (военная школа).

 

Спартанская система.

Женщины обучались. Кроме плавания. Женщины должны были быть здоровыми. Особенностью воспитания в Спарте в отличие от Афин, цель воспитания — подчинения личности интересам общества (власти). Отсюда монолитное общество, так легче сопротивляться врагам. Воспитание было очень суровым. Жили не дома, начиная с 7 лет, жили в отрядах. Условия жизни: их не кормили, они сами находили себе пропитание; избиения; испытание зноем (долго в жару стоять на солнцепеке); культивировались драки между мальчиками. Вели нравственные беседы и придавали большое значение обучению пению.

И в Спарте, и в Афинах происходили обрядовые и культовые мероприятия. Культовые обряды: мистерии (поклонение каким-то богам, жертвоприношение им).

 

Такие системы воспитания отразились в Др.Риме.

 

Важно подчеркнуть отношение др.греков к душе и телу. И греки, и римляне рассматривали душу и тело в единстве, гармонии, не противостояли одно другому. Страсть и аффекты рассматривали как естественное проявление душевной жизни. Главное — научиться страстями и аффектами управлять.

Посде того, как появились христиане, отношение к душе и телу изменились. В дальнейшем это стало сказываться на воспитании, обучении.

 

Идея единства души и тела на многие годы была забыта.