19. Базовые теории воспитания и развития личности (от Кати Бураковой)

Название теории

Представители

Основные факты

Понятия и методы

Закономерности развития

Критика

+

-

Теория рекапиту­ляции

Грэнвилль Стэнли Холл

(1844-1924)

Распространение закона Геккеля

(относительно периода эмбрио-генеза) на весь онтогенез, в том числе на развитие психики.

Игра ребёнка – необходимое упраж­нение для полной утраты рудиментарных и бесполезных функций.

 

Развитие рисунка отражает стадии развития изобрази­тельного творчест-ва в истории человечества.

Рекапитуляция-(лат.) recapitulatio «повторение»

Онтогенез – краткое и сжатое повторение фило­генеза и социогенеза.

Параллели между страхами ребёнка и эпохами человече­ской истории. Страх – воспоминание о прошлом предков.

 

 

Простота и лёгкость объяс­нения закономерностей онтогенеза.

 

Сторонники теории рекапи­туляции пытались рассмот­реть развитие поведения, когнитивной сферы, эмоционально-личностной сферы как краткое воспро­изведение стадий развития животных и человеческих предков.

 

 

Дьюи и Монтессори – система «свободного воспитания ребёнка»

1) Выявлены более сложные отношения между филогенезом и социогенезом.

 

2) И.И. Шмальгаузен – В филогенезе проис­ходит перестройка эмбриогенеза. Опускание решающих момен­тов развития.

Перестройка онто­генеза и эмбрио­генеза: изменяется порядок развития органов.

 

3)Л.С. Выготский –

а)Нельзя отождествлять онто-, фило- и социо­генез, т.к. законы онтогенеза человека и живот-ных различны.

 

б)У человека иной тип жизни – социально-истори­ческий. Иной тип развития – культурный. Нельзя отрицать роль обучения и воспитания в обучении ребёнка.

 

4)С.Л.Рубинштейн объяснял параллели между онтогене-зом и социогенезом сходством логики познания.

 

Выделял различия между онтогенезом и социогенезом

-    в роли морфо-физиологических условий развития,

-    труда

(производство материальной и духовной культуры),

-    речи

(кристаллизация общественно-исторического опыта.)

-     поколений

(В онтогенезе предшествующее поколение мудрее)

 

5)Уотсон – врож­дённых страхов не бывает. Холл не учёл факторов среды и научения (опыта).

Теория конверген­ции наследственности и среды

Уильям Штерн

(1875-1938)

 

Задатки – наследственный «потолок» развития.

 

Свойства – реализованные задатки.

 

Ключевой стимул.

1)    Врождённость 2х целей – самосохранения и саморазвития.

2)    Способности как осуще­ствление задатков (наслед­ственных пределов развития) в свойствах.

3)    Врождённый темп развития

4)    Последовательность стадий и содержание заданы наследственностью.

 

Биологизаторство, преувеличение роли наследственности.

«Теория трёх ступеней развития»

 

Карл Бюлер

(1879-1963)

Созревание структур мозга автоматически проводит к возникновению новой формы поведения

 

Развитие поведения и психики ребёнка проходит те же 3 стадии, что они проходят у животных:

1)Инстинкт 0-6мес.

(врождён и не требует научения)

2)Навыки/дрессура 6м-1год

(Возникают в результате научения)

3)Интеллект 1год-вся жизнь

(Научения не требует, основывается на внезапном озарении)

 

Переход со стадии на стадию обусловлен созреванием структур мозга:

1)Подкорковые структуры.

2)Первичные, вторичные проекционные зоны.

3)Третичные интеграционные поля БП.

1) Получила распространение в теории врождённых криминальных наклонностей – Ч.Ломброзо и Ш. Бюлер.

 

2)Сторонники:

 - А.Гезелл,

 - Н.Хомский

Теория речевого онтогенеза. Среда виляет на запуск врождённых структур мозга.

 - Д.Фодор.

1)А.Р. Лурия –  Психические функции имеют не точную, а  системную локализацию.

 

2)ВПФ формируется при жизненно, в ходе развития деятельности человека как «функциональ­ные органы».

 

3) Есть возможность  функциониро­вания при незрелом субстрате. Интенсивное функциониро­вание ускоряет развитие

(у новорожден­ных условный рефлекс на положение кормления формируется при незрелой коре БП).

Теория классического обусловливания

Джон Бродес Уотсон

(1878-1958), Эдвард Ли Торндайк

(1874-1949)

Научение приравнивается к развитию

Схема научения:

1 этап: условный стимул → безусловный стимул → безусловная реакция

2 этап: условный стимул → условная реакция

 

Стимул

Реакция

Научение

Поведение

Метод объективного эксперимента.

 

Универсальные законы научения:

1)Закон готовности

2)Закон эффекта (подкрепления)

3)Закон упражнения

 

 

 

Биологизаторство.

Нет учёта активности субъекта.

Теория оперантного научения

Беррес Фредерик Скиннер

(1904-1990)

Научение приравнивается к развитию

Практическое применение:

1)Программиро-ван­ное обучение

 

2)Поведенческая терапия – метод «жетонов»

 

Модель научения:

Реакция → положительное подкрепление → усиление реакции

 

Условия научения:

1)Систематический контроль

2)Немедленное подкрепление

 

Недостаток метода обучения – возможность неконтролируемого случайного ответа наобум.

 

Недостаток метода «жетонов»– инструментальный обмен благами.

Необходимость контроля.

Теория социального научения.

Альберт Бандура

(р1925)

Научение приравнивается к развитию.

 

Научение у человека происходит по механизму социального подражания/ у животных – путём проб и ошибок.

 

Способность подражания зависит от уровня развития когнитивных процессов.

Социальное подражание – имитация поведения социальных моделей.

 

Используется викарное (косвен­ное) подкрепление.

 

 

Этапы научения новому поведению:

1)Разъяснение модели поведения.

2) Имитация, воспроизведение.

3)Обратная связь и подкрепление.

4)Упражнения.

 

Условия научения:

1)Когнитивные процессы – восприятие, мышление, память.

2)Процессы саморегуляции – самоконтроль и самоподкрепление.

3)Высокая самоэффективность

 

Научение через наблюдение происходит не всегда.

Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд

(1856-1939)

Постулат инфантильной сексуальности:

 

Принцип удовольствия–принцип реальности

 

Человеку врождены два рода влечений:

1) Эрос

2) Танатос а)аутоагрессия б)внешняя агрессия

 

Психическое развитие обусловлено органически, зафиксировано наследственно и может наступить без всякой помощи воспитания.

 

Наследственность – ведущий фактор, определя­ющий влечения и принцип регуляции психической деятельности.

 

 Принцип регуля­ции психической деятельности:

1) Принцип удовольствия

2)Принцип реальности

 

Эрос – влечение к жизни, сексуаль­ное влечение. На­делено энергией либидо, характери­зуется сексуальными це­лями и объектами.

Танатос – влечение к смерти, обеспечивающее равновесие природы.

 

Структура личности:

Оно(Id)

Я (Ego)

Сверх-Я(Super-Ego)

 

Эрогенная зона –  сексуальная цель, часть тела, взаимо­действие с которой доставляет удовольствие.

 

Сексуальный объект – человек, на которого направлена энергия либидо.

 

Линии развития личности:

1)Сексуальных целей и объектов

2) Структуры личности

(id, ego, super-ego)

3)Защитных механизмов

·    Вытеснение

·    Регрессия

·    Уход

·    Реактивная формация

·    Проекция

·    Идентификация

·    Изоляция

·    Замещение

·    Рационализация

 

Активность возникает тогда, когда нарушается гомеостаз.

Сексуальное вле­чение наделено энергией либидо.

Либидо составляет энергию чело­веческой активности, определяющей достижения человечества и ос­нову его развития.

 

Психическое развитие обусловлено органически, зафиксировано наслед­ственно и может наступить без всякой помощи воспитания. Воспитание выступает как проти­воборствующий наследственности фактор, однако логика развития предопределена развитием сексуальности, обусловлен­ной наследственностью. Противостояние среды и наследственности не может изменить стадии развития ребёнка, понимаемые Фрейдом как ста­дии развития сексуальности:

1)Оральная

а)Инкорпоративная

б)Садистическая

2)Анальная

а)Садистическая

б)Ретентивная

3)Фаллическая

4)Латентная

5)Генитальная

 

Развитие в 18 лет не заканчивается.

 Спорность постулата инфантильной сексуальности и наследствен-ности влечений.

Ранняя концепция интеллекта

Жан Пиаже

(1896-1980)

(ранний)

Прямая связь мышления и речи.

 

Эгоцентрическая речь не выполняет коммуникативной функции, а является «аккомпанементом» к деятельности.

Метод клинической беседы

 

Эгоцентризм – познавательная позиция, занимаемая субъектом  отношении мира, когда явления и объекты рассматриваются только по отношению к себе.

 

Децентрация – разделение субъекта и объекта

 

Соположение – неспособность к синтезу

 

Синкретизм – восприятие с помощью глобальных образов без анализа. Тенденция связывать всё без разбора.

 

Партиципация  - закон сопричастия

(«от меня зависит всё вокруг»)

 

Анимизм -  всеобщее одушевление

 

Артификализм – понимание природных явлений как продуктов человеческой деятельности.

 

Трансдукция – переход от частного к частному минуя общее.

 

Предпричинность – неспособность к установлению причин.

 

Ассимиляция – включение субъектом объекта в свою активность путём наложения схем действия.

 

Аккомодация – изменение субъектом схем действия в соответствии со свойствами объекта.

 

 

Операция – интериоризиро-ванное действие, скоординированное в целостную систему с другими действиями и обладающее свойствами обратимости

 

Обратимость – обеспечивает сохранение основных свойств объекта и обеспечивается системностью действий, координацией прямого и обратного действий.

 

Группировка – закрытая и обратимая система в которой все операции подчиняются 5 критериям:

1)Ассоциативность

2)Обратимость

3)Комбинативность4)Обща я идентичность

5)Специальная идентичность

Развитие мышления ребёнка – смена умственных позиций, переход от аутизма через эгоцентризм к децентрации.

 

3 линии развития мышления:

1)Реализм – Объективность

2)Абсолютность – Реципрокность

3)Реализм – Релятивизм

 

Особенности эгоцентрического мышления:

1)Соположение

2)Синкретизм

3)Партиципация

 

Особенности мышления ребёнка:

1)Анимизм

2)Артификализм

3)Трансдукция

4)Предпричинность

5)Слабость интроспекции

6)«Непроницаемость» для опыта

1)Описывается специфика детского мышления

2)Констатируется эгоцентризм и ряд других возрастных феноменов развития мышления ребёнка

3)Отмечается роль социализации в развитии ребёнка как общения

(пока ещё без действия)

 

1)Л.С. Выготский:

а)Стадия аутического мышления не может быть исходной.

б)Необходимо учитывать предметно практическую деятельность.

в) Эгоцентри-ческая речь является переходной формой от внешней социальной  к внутренней индивиду-альной

 

Операциональная концепция интеллекта

Жан Пиаже

(поздний)

Эгоцентрическая речь не выполняет реальных функций.

Является косвенным продуктом выражения мысли ребънка.

 

Аутическое мышление – не исходная стадия.

 

Необходим учёт практической деятельности.

 

Детерминанты развития интеллекта:

1) Принцип равновесия

2)Биологической созревание

3)Активность субъекта

4)Социальный опыт

(не во все периоды)

 

Интеллект – система операций.

Функция интеллекта – адаптация субъекта к среде на основе равновесия ассимиляции и адаптации.

 

Ассимиляция обеспечивает сохранность структур. Аккомодация – их развитие.

 

2 линии развития интеллекта:

1)Развитие познавательной позиции.

2)Развитие структур интеллекта, связанное с развитием действий и формированием операций.

 

Главные стадии развития познавательных процессов, или периоды интеллектуального развития:

1)сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет)

а)Центрация на собственном теле

(0-8 мес)

б)Объективация практического интеллекта

(8 мес - 2 года)

2)дооператорный интеллект (2 – 7 лет)

а)Символическое мышление (2-4 года)

б)Интуитивно-наглядное мышление (5-8 лет)

конкретные операции (7–9 – 10–11 лет)

а) Простые операции (7-10 лет)

б)Сложные операции (10-11 лет)

3)формальные операции

(11–12 – 15 лет и так далее)

 

1)Биологи-ческий и логический редукционизм.

 

2)Проблема высшей стадии развития интеллекта: Ригель выделял следующую стадию развития интеллекта – Постформальная логика

 

3)Отечествен-ные психологи

(П.Я Гальперин и другие):

- Проблема механизмов перехода от стадии к стадии.

- Проблема соотношения обучения и развития.

-  Игнорированиекультурно-исторической социальной природы развития.

 

 

Теория созревания

Арнольд Гезелл

(1880-1961)

 

1)Метод объективного наблюдения. «Зеркало Гезелла».

2)Карты Гезелла отражают возрастные нормы развития.

 Саморегуляция – способность организма поддерживать общую целостность и динамическое равновесия.

3) Близнецовый и сравнительно-генетический методы

1)Наследственность определяет последователь-ность созревания структур ЦНС и индивидуальный темп развития ребёнка.

2)Созревание нервных структур определяет возникновение новых паттернов поведения

3)Реципрокное переплете-ние обеспечивает эффективную организацию поведения и рост личности за счёт объединения дуалистических или билатеральных тенденций

4) Функциональная ассиметрия как принцип организации поведения

 

Отрицал влияние научения на развитие.

Биологизаторство.

Индивидуальная психология

Альфред Адлер

(1870-1937)

Анализирует отношения семьи и ребёнка в формировании личности ребёнка.

Человек – целостная саморегулирующая система. Каждая личность характеризуется стилем жизни.

 

Типы личности:

1)Управляющий

2)Берущий

3)Избегающий

4)Социально-полезный

 

Типы характера:

1) Накопление сил

2)Спекуляция на своих слабостях

 

Влияние препятствий:

1)Материальная среда

2)Физические недостатки

 

Самопреодоление = Я-развитие.

 

Развитие как самоопределение, развитие – выход из своей организмической оболочки.

- стремление к совершенству из-за чувства неполноценности.

 

Источник развития – неполноценность органов ребёнка.

 

Характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля» и системы целенаправленных стремлений, сложившейся в детстве, в которой организуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации комплекса неполноценности.

 

Развитие личности зависит от того, каким образом компенсируется комплекс неполноценности.

 

Ключевые принципы:

1)Чувство неполноценности и компенсация.

2)Стремление к превосходству

3)Стиль жизни

(формируется с рождения до 5 лет)

4)Социальный инетерес.

5)Творческое Я

(отвечает за цель жизни и определяет метод её достижения)

6)Фикционный финализм

7)Порядок рождения(влияет на стиль жизни)

 

 

Социальный психоанализ

Карен Хорни

(1885 —1952)

Социум, общество как источники развития.

 

Общество и личность = сотрудничество.

Пережив травму рождения, ребенок испытывает на себе враждебность мира, нуждается в безопасности.

 

 

У человека есть врожденные потребности, а не влечения:

1)Потребность в удовлетворении

2) Потребность в безопасности

 

При неудовлетворении этих потребностей происходит формирование базальной тревоги и невротической потребности в любви и принятии. (неразборчивость, навязчивость в средствах, ненасыщаемость)

 

3 стратегии общения:

1) Ориентир. на людей (уступчивый тип личности) Если негативн – уязвимость к мнению общества

2) Движение от людей (изоляция) Отказ от контактов

3) Движение против людей (агрессия)

 

 

Аналитическая психология

Карл Густав Юнг

(1875-1961)

Отказ от абсолютизации сексуального влечения  как источника развития.

 

Пересмотр влияния общества.

 

Акцент падает на зрелые возраста.

 

 

Коллективное бессознательное – универсальные архетипы – врожденные модели, первичные модели, определяющие поведение. Коллективная родовая память.

 

Процесс индивидуации – процесс становления зрелой личности.

 

Архитип – определённая наследуемая структура психического, заставляющая переживать и реализовывать жизненный опыт определённым образом.

Анима – женское начало в мужчине.

Анимус – мужское начало в женщине.

Персона(маска) – социальная роль человека, вытекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте.

Тень – Бессознательное противоположность того, что индивид утверждает сознательно.

Самость – воплощение целостности и гармонии. Регулирующий центр личности.

Мудрец – Жизненная мудрость и зрелость.

Бог – Конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир.

Структура личности:  

1.Бессознательное:

- коллективное

- личностное

2. Сознание

Сознание – производная от бессознательного.

 

Комплексы возникают когда какая-то сфера опыта приобретает автономный характер и не подчиняется сфере контроля.

(психотравмирующие ситуации)

 

Основная цель индивидуации - интеграция личности и достижение её целостности.

 

 

Символизм.

Отсутствие детских кризисов развития.

Теория объектных отношений

Маргарет Малер(1897-1985), Дональд Вудс Винникотт(1896-1971), Хайнц Кохут(1913-1981)

-------Малер:--------

Развитие Я происходит через установление отношений с означенными людьми и инетриоризация этих отношений.

 

Первоначально Эго младенца фрагментарно, не завершено. Формирование происходит через отношения с близким взрослым.

----Винникотт:-----

Психика состоит из элементов, взятых из внешних первичный аспектов функционирования других людей.

 

Отношение матери и ребёнка – сотрудничество.

 

Благодаря матери ребенок знакомится с миром и развивается. Мать находится в специфическом состоянии, у нее обострение чувствительности к нему.

 

 

1) Единство матери и ребенка

2) Развитие – переход от интеграции к автономии

3) Развитие я обусловлено развитием активности

-------Кохут:--------

Развитие объектных отношений личности и развитие self совпадают лишь относительно, и в некоторых случаях оба направления конкурируют друг с другом.

 

 

-------Малер:--------

Эмпатическое отзеркаливание – процесс аккуратного и сензитивного отражения взрослым чувств, потребностей ребенка.

 

----Винникотт:-----

Функции матери:

1)Холдинг – функция, которую реализует мать, поддерживающаа ребёнка.

2) Обращение

3) Представление объектов и реализация

 

Омнипотенция – желание власти

 

-------Кохут:--------

Нарциссизм — естественный и нормальный процесс, посредством которого либидо "вкладывается" в развитие Самости.

 

Self– сущностное ядро личности.

Сэлфобъекты — это люди из ближайшего окружения ребенка (чаще всего мать и отец), удовлетворяющие его потребности в личностном росте.

 

Грандиозная Самость –  нормальная эксгибиционистская Самость младенца, в структуре которой преобладают переживания беззаботности и средоточия всего бытия

Виртуальная Самость — идеальный образ будущего Я ребенка.

Грандиозно эксгибиционистская Самость –  желание младенца ощущать свое величие и совершенство, потребность в том чтобы родители восхищались ребенком,потребность в идеальном имаго и потребность в альтер-эго.

Идеальное имаго – идеализированный родительский образ

-------------Малер:-------------

Стадии:

1) Аутистическая фаза:

0-2 мес

Состояние переживания своих внутренних процессов. Смысл стадии – безопасный сноподобный переход ребенка в мир.

2) Симбиотическая фаза:

2-6 мес

Отношения неразделенности, взаимозависимости. Происходит развитие эмоционального образа взрослого.

3) Фаза сепарации – индивидуации: 6 мес – 2 года

Отделение ребенка от взрослого. Ребенок приобретает черты самостоятельной автономной личности.

Субфазы:

а) Субфаза рождения ,

6 – 10 мес, как бы вылупляется из яйца. Начинает выделять наиболее близкого взрослого, объектное отношение.

б) Субфаза повторения, 10 – 16 мес. Сепарация и объединение. Игра в куку, прятки.

в) Субфаза восстановления,

16 – 24 мес. Пытается установить наиболее комфортные отношения.

4) Фаза установления константности эмоционального объекта.

Мать или другой взрослый приобретают стабильность и устойчивость. Мир становится надежным и предсказуемым. Предоставляются возможности для развития индивидуальности.

---------Винникотт:-----------

Стадии развития:

1) 0-6 месяцев

Стадия экстримальной зависимости от матери. Стадия интеграции: мать и ребенок – единое целое.

2) 6 мес – 1 год

Стадия относительной зависимости.

3) 1 год – 3 года

Стадия достижения независимости. Развитие Я.

 

Младенцу свойственны омнипотентные потребности.

Воплощены в стремлении ребенка установить контроль над матерью – покусывание груди.

Положительный вариант: Мать умеривает активность ребёнка – развитие Я

Отрицательный вариант: Быстрое отлучение от груди –  слабое Я.

-------Кохут:--------

Ожидания и предпочтения родителей формируют виртуальную Самость.

В 2 года возникает ядерная Самость(устойчивая организация психических структур), на основе которой развивается связная Самость взрослого человека.

---Винникотт:---

Понятие объектных отношений используется во многих теориях:

1) мотивации взаимоотношений;

2) развития взаимоотно-шений от примитивных в детском возрасте до комплексного психического функционирования у взрослого;

3) в теории структурных аспектов или отдельных паттернов взаимоотно-шений, характеризую-щих индивида.

 

 

 

 

Не рассматривается развитие после 2 (3) лет.

Эго-психология

Анна Фрейд

(1895-1982)

Продолжительная зависимость ребёнка от взрослого

 

Воспитание ребёнка с первых дней жизни.

 

Развитие как переход от максимальной зависимости к автономии. 8 стадий:

1) Биологическое единство

2)Стадия частичного объекта(мать – источник удовлетворения потребностей.)

3)Объектное постоянство

4)Амбивалентное отношение(попытки установления контроля за матерью)

5)Объект-центрированная стадия(Эдипов комплекс)

6)Латентная стадия

7)Предпубертат(Похожий на 2 и 4 стадии)

8)Подростковый возраст(отказ от Эдипова комплекса, переориентация на сверстников)

 

Не рассматривается развитие после подросткового возраста.

Эго-психология

Эпигенетический подход

Эрик Эриксон

(1902-1994)

Главное содержание процесса развития личности – процесс становления эго-идентичности.

 

Параметры идентичности:

1) Самотождественность-внут.тождественность самому себе во времени

2) Признание самотождест окружением

3) Уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются (верность самому себе)

 

Наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур.

Идентичность – самотождественность. Отождествление себя со своим делом.

 

 

Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры).

 

Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов.

 

Модус стадии развития – способ функционирования личности, её образ действия и отношение к миру.

 

Развитие человека рассматривается на протяжении всей жизни и не останавливается на юношестве.

 

Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности.

 

Развитие определяется взаимодействием 3-х линий:

1)Соматическое развитие личности

2) Психосоциальное (начало выполнения социальных ролей)

3)Психо-сексуальное

(центральное содержание-развитие эго-идентичности)

 

Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт (культурная среда).

 

Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности.

 

Кризис осуществляется в радиусе значимых социальных отношений. Общество предлагает ритуализации, имеющие общедоступное значение, сочетающие устойчивость и повторяемость с определённой новизной. Ритуальные действия сохраняются на протяжении всей жизни человека, приобретают новые формы. противоположность при негативном сценарии личности – ритуализмы (тоталитаризм например).

 

Стадии развития:

1)Младенчество

(Орально-сенсорная) 0-1год

Доверие/Недоверие

2)Ранний возраст

(мышечно-анальная)

1-3 года

Автономия/Сомнение

3)Дошкольный возраст (Локоматорно-генитальная)

3-5лет

Инициатива/Чувство вины

4)Школьный возраст (Латентная)

5-11лет

Созидание/Чувство неполноценности

5) Подростковый возраст (Пубертат)

11-20лет

Идентичность/Спутанная идентичность

6)Ранняя зрелость (Молодость)

20-25лет

Интимность/Изоляция

7)Средняя зрелость

26-64 года

Генеративность(творчество)/Стагнация(застой)

8)Поздняя зрелость (Старость)

65 - … лет

Интегративность/Безысходность.