18, 50. Педагогическое общение

Педагогическое общение и его стили (из пед.пси).

В последнее время все большее распространение получает тер­мин педагогическое общение, впервые появившийся (по свидетель­ству А. А.Леонтьева) в конце 70-х годов [Леонтьев А. А. — 1996].

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащи­мися (в процессе обучения и вне его), направленное на создание наи­лучших условий для развития мотивации учащихся и творческого ха­рактера учебной деятельности; на создание благоприятного эмоцио­нального климата в коллективе; на обеспечение эффективного управ­ления социально-психологическими процессами и максимального ис­пользования личностных особенностей в обучении [там же. — 1996. — С. 20]. Особенно важна роль педагога на начальном этапе форми­рования межличностных отношений в учебной группе. В структу­ре общения преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей низко­го уровня — дисциплинирующего [Бордовская Н. В., Реан А. А. — 2000].

 

Функции педагогического общения:

·                       коммуникативная (передача информации);

·                       экспрессивная (эмоциональное заражение);

·                       воспита­тельная;

·                       побуждающая и стимулирующая;

·                       управляющая;

·                       оценива­ющая и контрольная;

·                       синдикативная (сплочение коллектива);

·                       сен­сибилизирующая (повышение чувствительности);

·                       самоподачи, са­мопрезентации;

·                       удовлетворение потребности в общении и др.

 

Специальным предметом исследования в педагогической психо­логии стала проблема трудностей, или барьеров, в общении. Они проявляются как субъективные переживания человеком «сбоя», не­совпадения реального результата с планируемым, некоторой останов­ки нормального течения деятельности и общения [Маркова А. К. — 1993; Зимняя И. А. — 2000]. Такие затруднения нарушают общение, но могут выполнять и позитивную функцию, ибо указывают на со­вершенную ошибку или использование неадекватного средства для решения коммуникативной задачи.

 

Стили педагогического общения и их характеристики.

Описанная ниже классификация стилей педагогического общения наиболее популярна. Она была впервые описана известным гештальтпсихологом Куртом Левиным на материале отношений преподавателя с учениками, но позже была распространена в социаль­ной психологии на все случаи отношения руководителя с коллекти­вом и часто описывается как стиль руководства.

Традиционно выделяются три основных стиля педа­гогического общения:

·                       Для авторитарного стиля характерен функционально-деловой подход к студенту, когда преподаватель исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему. В сво­их оценках он стереотипен и субъективен. Часто недооценивает по­ложительное значение таких качеств, как самостоятельность, ини­циативность, предпочитает характеризовать своих студентов как не­дисциплинированных, ленивых, безответственных. Хотя в целом такой стиль педагогического общения заслуживает негативной оцен­ки, некоторые задачи (особенно на начальных этапах формирова­ния студенческой группы) могут быть решены с помощью автори­тарного стиля.

·                       Либеральный стиль общения характеризуется попуститель­ством, фамильярностью и анархией. Специальные исследования и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что это наиболее вредный для дела и разрушительный стиль. Он порождает неопределенность ожиданий студентов, вызывает у них напряженность и тревогу.

·                       Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль, при котором преподаватель учитывая индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.

 

Хороший преподаватель должен владеть всеми стилями педаго­гического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации, по­скольку в разных ситуациях они могут быть более или менее адек­ватны.

Конкретный преподаватель вряд ли может быть однозначно от­несен к какому-то одному из перечисленных типов. Даже при нали­чии явного доминирования одного из стилей один и тот же препо­даватель в разных педагогических ситуациях, по отношению к раз­ным студентам или при взаимодействии с другими преподавателя­ми может демонстрировать элементы разных стилей. И этот факт является залогом больших возможностей для работы над своим сти­лем, особенно если речь идет о молодом преподавателе.

Но даже если взять основную линию поведения преподавателя в общении со студентами, т. е. его основной и устойчивый стиль, то и он обязательно имеет выраженный индивидуальный характер, не со­впадая полностью ни с одним из описанных выше. Задача выработ­ки своего собственного индивидуального стиля не только в педаго­гическом общении, но и во всех других видах педагогической дея­тельности является одной из важнейших для любого профессиональ­ного педагога. Оптимальный индивидуальный стиль — это такой стиль, который позволяет максимально полно использовать сильные стороны преподавателя и, по возможности, компенсировать слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.

 

Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности.