Воспитание патриотизма и его связь с нравственным воспитанием. 

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе:

• внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, 
• любовь к Родине и стремление к миру, 
• чувство собственного достоинства и дисциплинированность, 
• гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. 

Гражданское воспитание - это формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества: политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных отношений.

 

Содержание политической культуры школьника: знание политики, политической системы страны, органов управления.

 

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

 

История разработки вопросов гражданского воспитания в педагогике. 
В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др.

Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. 
Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

 

Патриотическое и интернациональное воспитание. 

Формирование культуры межнационального общения. В толковом словаре В. И.Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизно-люб, отечественник или отчизник". При том, что человек должен быть патриотом, он должен быть ещё и интернационалистом(уважать и другие народы, сотрудничать с ними).


Патриотическое воспитание достигается через: включение учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привитие бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью:

  • изучения государственных символов РФ(герба, флага, гимна), символики других стран.
  • гуманитарных и естественнонаучные предметы - изучение природы родного края, его исторического прошлого(эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине).
  • изучения иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
  • формирования знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры.

 

Связь патриотического воспитания с нравственным.

Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде.

Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.
Динамика личностной деформации:

появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности;

превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки;

формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства;

соответствующие искажения нравственно-правового сознания в части пределов дозволенного поведения;

правонарушение;

систематическое правонарушение;

систематическое правонарушающее поведение;

преступление.

Макаренко: "дефективность сознания - это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений - одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества".

 

Истоки деформации личности - в семье(чаще всего). Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом "потребительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.
Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми - родителями, учителями и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.