Раздел «Теории воспитания» является составной частью педагогики

 

Определения:

Основные понятия педагогики, называемые категориями, являются: развитие, образование, обучение, воспитание.

 

Педагогика - наука, изучающая методы педагогического взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленные на формирования, прежде, всего, у подрастающего поколения, знаний и умений, с одной стороны, и общепринятых обществом нравственных норм и соответствующего им поведения, а также других личностных свойств - с другой, в специально организованных условиях, которые называются обучением и воспитанием (в сумме образованием)

 

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Различают психическое, физическое и общее развитие личности.

 

Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развития ее творческих способностей.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществяемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

 

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

 

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

 

Воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат передачи общественно-исторического опыта старшего поколения младшему. Это определение включает и стихийное формирование личности и специально организованное процесс воспитания можно рассматривать и как целенаправленное воздействие и как партнерские равноправное взаимодействие воспитателя с воспитанниками.

В таком понимании воспитание близко к термину социализация – понимается взаимодействие с окружающей действительностью, в результате которого приобретает умения и навыки необходимые для выживания в социуме. Процесс социализации протекает постоянно. А процесс воспитания прерывный, поэтому можно говорить о том, что значение социализации в жизни человека больше, чем воспитательных воздействий на людей.

Воспитание в узком смысле слова – это процесс и результат целенаправленных, специально организованных воздействий (взаимодействий) на подрастающее поколение с целью формирования и развития у него системы взглядов, убеждений и личностных свойств. Педагогика как наука о воспитании в узком смысле слова, прежде всего, изучает место и роль целенаправленных воспитательных воздействий (или взаимодействий организованного обучения и воспитания).

 

Педагогику интересует только целенаправлнное воспитание ибо сама педагогика вся очень целенаправленная. Как стихийный процесс воспитание педагогикой не изучается.

 

Определив эти понятия, мы можем начать рассуждать о разделах педагогики. Как всегда разные основания - разные классификации:

Разделы в педагогики 1 (логично по определениям, которые мы выделили):

    •       Дидактика (теория обучения)

    •       Теории воспитания

    •       Теория управления образовательными системами.

 

Разделы педагогики 2:

Общие основы педагогики (исследуется категориальный аппарата педагогики, педагогические закономерности и принципы, не зависящие от возрастных особенностей учащихся).

Философия и история педагогики (изучает развитие педагогических идей и развитие воспитания, образования, обучения в различных исторические эпохи).

 

 

разделы педагогики 3:

Возрастная, специальная, профессиональная, социальная (педагогический процесс рассматривается с понятийного аппарата социальной психологии, перенсение того, что сделано в социальной психологии в процесс обучения), семейная педагогика, сравнительная педагогика (сравниваются образовательные системы (американская, китайская)), трудовая-исправительная педагогика (обслуживает места не столь отдаленные).

 

Итак, мы выделили педагогику, рассказали, о чем она и на что делится, теперь концентрируемся на части воспитания.

 

Повторяем, что нас в педагогике интересует по большей части воспитание в узком смысле, которое есть процесс и результат целенаправленных, специально организованных воздействий (взаимодействий) на подрастающее поколение с целью формирования и развития у него системы взглядов, убеждений и личностных свойств.

 

Потом, чтобы выйти на раздление нравственности и морали, мы можем сказать, что нам важно не только то, что человек будт понимать "что такое хорошо", но и то, что он будет применять эти знания, ибо:

Отличие нравственных форм от моральных:

Мораль - это то, что принято в обществе и существуют в форме негласных и непианных правил. Но человек усваивает не все, а принимает только часть, пользуясь при этом этими правилами – это и есть нравственность. Есть люди знающие мораль, но безнравственные.

 

А дальше, когда мы выяснили, что нас интересует знание воспитания, мы говорим, что по-хорошему его бы структурировать надо и выдаем последовательно:

 

Отечественная теория воспитания

    •       Принципы воспитания

    •       Цели воспитания

    •       Содержание воспитания

    •       Методы и средства и воспитания

    •       Формы воспитания

 

Принципы воспитания:

      1)Социальной детерминации

      2)Взаимосвязи личности, деятельности и общения

     3)Системного подхода к личности(личность мы рассмытриваем как Целое, а не только какие-то её грани). Личность как носитель системы качеств саморегуляции в социуме и как природному существу.

    Параметры, на которые нужно обращать внимание при воспитании:

  • уровень интеллекта,
  • умение преодолевать трудности(воля),
  • эмоциональная сфера человека(в определенные моменты эмоции могут и мешать, поэтому нужно помочь детям научить саморегуляции эмоционального состояния, чтобы эмоции не препятствовали, а помогали деятельности),
  • свойства характера(помогающие человеку взаимодействовать с миром, с другими людьми), способности человека формирование(важно, чтобы в полной мере способности человека раскрывались). 

 

   4)Гуманистического подхода к воспитанию и личности. Положения гуманистического подхода:

        •   Принимать человека таким какой он есть

        •   Относиться к человеку, как к изначально хорошему существу

        •   Способствовать развитию потенциала человека

        •   Каждый человек уникален и необходим

       •   Воспитатель и ребёнок - два равных субъекта.

 

Конец. Дальше уже можно навешивать факты из других билетов, но по идее и этого должно хватить