(скомпановано из ответов, найденных на просторах рунета)

Методики исследования:

  • Классификация предметов

  • Метод исключений

  • Метод пиктограмм

  • Опосредованное запоминание: для запоминания дают 15 слов. Чтобы облегчить задачу, предлагают к каждому слову подобрать картинку. Выбор надо объяснить.

  • Понимание переносного смысла

  • Установление последовательности событий

  • Ассоциативный эксперимент: выделяют четыре основных варианта.

  1. на каждое слово ® первое, пришедшее в голову слово. Анализ содержания ассоциаций испытуемого, степень обобщения, скорость образования.

  2. повторение первого варианта. Если испытуемый отвечает тем же словом, его просят найти другое. Анализ динамики протекания ассоциаций.

  3. Анализ избирательности и направленности процесса ассоциаций. Например, надо называть слово, противоположное по значению, или видовое понятие в ответ на родовое, или часть предмета на называние предмета целиком.

  4. Исследование свободного течения ассоциаций. Назвать быстро 30-40 любых слов.

(подробнее см. № 30). Испытуемые

Шизофрения

175

Эпилепсия

50

Сосудистые заболевания

155

Травмы головного мозга

185

Олигофрения

40

Энцефалиты

30

Прогрессирующий паралич

30

МДП

15

Психопатии

30

Всего

710

Шизофрения – более тяжелое и сравнительно с другими распространенное психическое заболевание. Болезнь характеризуется прогредиентным характером, часто протекает в виде длительных приступов, приводит к дефекту с более или менее выраженными изменениями личности и мышления больного.

Эпилепсия – прогредиентное заболевание головного мозга:

  • кратковременные периодические пароксизмы

  • постоянно прогрессирующие изменения характера и интеллектуальной сферы.

Сосудистые заболевания – гипертония, атеросклероз, гипотония, вазопатии и пр. Медленно нарастающие нарушения умственной работоспособности.

Травмы: проникающие (открытые) и закрытые.

Олигофрения – психическое недоразвитие в результате повреждения нервной системы ребенка в период внутриутробного развития.

Прогрессирующий паралич – вызывается сифилитическим поражением нервной системы. Нарастающее слабоумие, нарушение речи и моторики, повышенная самооценка, бред величия.

Энцефалиты (воспаление вещества головного мозга) – разнообразные нарушения психики (галлюцинации, бредовой синдром, нарушение интеллектуальной деятельности, расторможенность, некритичность)

Психопатии – дисгармоничное развитие личности (не болезнь)

Виды нарушения мышления:

 

  • нарушение процесса обобщения (операциональная сторона)

     

    Исследования мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

     

1.Снижение уровня обобщений

В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие.

Пример: методика классификации. Не может объединить кошку с собакой, т.к. они враждуют. Задача на классификацию может быть недоступна вовсе. Иногда испытуемый объединяет предметы как элементы какого-либо сюжета – это конкретно-ситуационные сочетания. Такой тип решения чаще встречается у: 95% олигофрения, 86% эпилепсия, 70% энцефалиты. Пример: Группы: яйцо, ложка, нож; тетрадь, перо, карандаш; замок, ключ, шкаф. «Он пришел с работы, закусил яйцом из ложечки, отрезал себе хлеба, потом немного позанимался, взял тетрадь, перо и карандаш…». Операция классификации, в основе которой лежит выделение ведущего свойства предмета, отвлечение от множества других конкретных свойств, вызывает затруднения, и больные прибегают к ситуационному объединению групп.

Метод исключений (4-й лишний). Не могут решить все 10 заданий. 87,5% олигофрения, 78,9% эпилепсия. Пример: керосиновая лампа, свеча, лампочка, солнце. Больной олигофренией: «Надо удалить свечу. Она не нужна, если есть лампочка». Больной эпилепсией: «Не нужна лампа керосиновая, сейчас повсюду есть электричество. Может, и свечу удалить?.. Нет, ее нужно оставить, вдруг испортится электричество. У нас так бывает часто, тогда про запас нужна свеча»

Толкование пословиц и метафор. Непонимание условности, невозможность выделить существенные связи. Пример: «Куй железо, пока горячо»®»железо нельзя ковать, когда оно холодное». Может быть доступен переносный смысл, но нет понимания того, что пословица подходит не ко всем жизненным ситуациям. Пример: «Волков бояться – в лес не ходить» ® «Это неверная пословица! Иногда надо быть осторожным; а эта пословица проповедует лихачество». Чрезмерная связанность суждений больных с реальными жизненными фактами, неумение абстрагироваться от них® непонимание условности.

Метод пиктограмм. Г.В.Биренбаум. Больные с грубыми органическими поражениями мозга ® конкретно-ситуационные связи. Это связано с нарушением образования понятий. Не понимают условности задания, пытаются уточнить буквальный смысл слова. Пример: "тяжелая работа": "Что Вы называете тяжелой работой? Мне трудно было в школе задачи решать, а Вам, вероятно, тяжело заниматься физическим трудом, Вы слабая. Не понимаю, что нарисовать?". Группа больных эпилепсией, олигофренией, перенесшие энцефалит демонстрируют сниженный уровень обобщений и конкретно-ситуационные суждения.

Ассоциативный эксперимент. Ассоциации носят необобщенный характер. 33% нет ответных реакций, 34% называют функцию или признак (карандаш – пишет; ягода – красная), 11% синонимы, 21% адекватные ассоциации.

Резюме: сохранность общих понятий, навыков выполнения некоторых мыслительных операций. Невозможность сформировать новые.

 

2.Искажение процесса обобщения.

Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается.

Классификация предметов. Чрезмерно общие признаки, неадекватные реальным отношениям между предметами. Формальные, выхолощенные, бессодержательные. Пример: лопата, вилка, стол ® «твердость»; гриб, лошадь, карандаш ® «связь органического с неорганическим». Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Пример: Метод пиктограмм:

 

веселый ужин -> 2 кружка. теплый ветер -> 2 треугольника

сомнение -> сом. разлука -> лук

Ассоциативный эксперимент. 30% адекватные ответы, 45% эхолалии (колесо-колесница), по созвучию (лечение-течение), речевые штампы (цель – цель оправдывает средства), 11% функция или признак предмета, 12% отказы, ~1% экстрасигнальные ответы (луна - яд). Преобладают формальные, случайные ассоциации, уход от содержательной стороны задания, резонерство. Описание сюжетных картинок: женщина, колющая дрова ® «Женщина и ее судьба»

  • Определение и сравнение понятий, толкование пословиц: резонерство. Причины:

    слово выступает для больного в разных значениях

    нет адекватного отбора смысла

     

     

  • нарушение логического хода мышления (динамика)

     

  •  

    Определение понятий: начинают давать определение правильно, потом приводят примеры всевозможных отклонений от их определения, уточняют их возможные варианты (при эпилепсии). Всегда недовольны полнотой ответа.

    Ассоциативный эксперимент: большое латентное время. 49% адекватных ответов, 8% синонимы, 11% отказы, 31% запаздывающие реакции (говорят ассоциацию на предыдущее слово). Следовой раздражитель имеет большую значимость, чем актуальный.

    Второй вариант методики вызывает большие затруднения, персеверации.

     

  • 1.«Скачка идей» (ускорение мышления).

    Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.).

    Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. Ассоциативный эксперимент. 1 вариант: многословные ответные реакции. 2 вариант: много ненаправленных ответов. Латентный период близок к норме, иногда чуть выше. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов. Характерно:

    Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.

    Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.

    Мало задумываются над ответом.

    Легко исправляют ошибки, если на них указать.

    Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.

    Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

     

    2.«Вязкость» мышления.

    Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Не могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом ® инертность связей прошлого опыта, которая приводит к снижению уровня обобщения. Пример:

    - в методике пиктограмм использовал рисунок человека. Если его нельзя было применить, не мог запомнить слово.

    - В методике «классификация цветных картинок» начал объединять по цвету, уже не может объединить по форме.

    - 4-й лишний: стереотипно возвращается к первому принятому решению, даже если соглашается с его неправильностью и уже дал правильный ответ.

    3.Непоследовательность суждений.

    Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания, 68% травма, 66% МДП, 14% шизофрения (в период ремиссии). Пример: Задания на классификацию Обобщенный тип решения прерывается конкретно-ситуационным.

    Различный характер колебаний:

    Чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний

    Логические связи подменяются случайными сочетаниями. Объекты объединяются в группу невнимательно.

    Образование одноименных групп

    Пример: группа «растения» - цветы, фрукты, овощи; группа «растения» - деревья, кусты.

    При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания. Пример: больной правильно объясняет смысл пословиц, но не может соотнести их с фразами. Ассоциативный эксперимент: не удерживают инструкцию, не оттормаживают несоответствующие связи, много ненаправленных ответов. Колебания обнаруживаются даже в таких простых заданиях, как запоминание 10 слов. Данные колебания – проявление неустойчивости умственной работоспособности; проявление быстрой истощаемости психических процессов больных. Мышление больных нарушено в силу того, что адекватный характер суждений не является устойчивым. Больные могут правильно обобщать, синтезировать, применять адекватный условиям способ работы; но этот способ не удерживается на протяжении всего времени выполнения задания. Из-за легко наступающего торможения правильный ход мыслей больного прерывается.

     

    4.«Откликаемость» .

    У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер.

    Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, т.к. если положить – утонет.

    Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Пример: отвечает на вопросы, заданные соседу по палате. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Пример: «Как Вы себя чувствуете?» - «Спасибо, хорошо, вот немного стучит…» (в соседней комнате стучали молотком). Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают.

    Ассоциативный эксперимент. 1 вариант: 22% вплетения предметов, находящихся в поле зрения, 20% персеверации, 30% адекватные ответы.

    Гораздо большие затруднения в 3 варианте. Своеобразная ориентировка больных. Пример: больной говорит, что находится в ресторане. Тут же заявляет, что в часовой мастерской (сосед заводил часы). А через 5 минут правильно говорит, что в больнице. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью.

    В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

    Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

    откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.

    Отвлекаемость - следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенаправленной деятельности.

    5.Соскальзывание.

    Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные (звонок-роза) ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

     

  • нарушение целенаправленности мышления

     

1.Нарушение критичности мышления

Утеря целенаправленности мышления ® поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли».

В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям.

У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

Методика классификации. Выделяется особая группа ошибок – бездумная манипуляция предметами. Не дослушав инструкцию, больные начинают раскладывать карточки по произвольным группам. 60% прогрессирующий паралич, 20% травма, 11% сосудистые заболевания. При указании экспериментатора, что группы должны быть по смыслу, а карточки – подходить друг к другу ® делает правильно. Не замечают ошибок. Если их указать, не исправляют. Пример: больной считал возраст своей дочери. Она оказалась на два года моложе его. На это он сказал: «Все может быть». Больные легко соглашаются с абсурдными суждениями; легко и бездумно подчиняются предложениям другого человека. Жалоб не высказывают, недостатков не замечают, не тяготятся пребыванием в больнице. Не строят планов. Деятельность больных характеризуется отсутствием самоконтроля, безразличным отношением к тому, что они делали. Такое отношение к окружающему, к своему Я являлось причиной их измененного поведения, изменяло самый характер больных. Проявления их глубокого личностного уплощения – безответственность, беззаботность, небрежность. (Отмечено в трудовой деятельности). Их мышление не направлено на объект деятельности, нет заинтересованности в решении задач, в оценке.

Лурия: действия лобных больных не подчинены внутреннему мотиву, происходит отщепление действия от его мотива. Целенаправленность мышления требует осознания самого себя. Только при наличии такого осознания становится возможной критическая оценка своих действий и мыслей. Критическое поведение является наиболее высокой и совершенной формой поведения. Оно предполагает понимание окружающего в его истинных связях и отношениях, целенаправленность действия, возможность самоконтроля и рационального руководства своим поведением при достижении этих целей. Некритичное поведение может появляться у больных с нарушением сознания, из-за аффективного изменения, у расторможенных больных.

У исследовавшихся больных был другой генез некритичности. Их бесконтрольное поведение обуславливалось отсутствием отношения к работе, к своим возможностям, к оценке результатов своих действий, т.е. было проявлением глубокого нарушения личности.

 

2.Разноплановость мышления

суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение. Пример: ответы ОДНОГО больного. Рыба, лебедь, лиса ® «Лебедь пятится назад, нет, кажется наоборот» Присоединяет лису: «Ведь щука – хищник среди рыб». Часы, термометр, глобус ® «Это для научного обоснования ракетостроения. Все это божественная сила». Стол, шкаф, кровать ® «мебель». Стакан, чашка, кастрюля ® «посуда». Больные подходили не с позиций, обусловленных конкретной ситуацией, а руководствовались измененным отношением, измененными жизненными установками, бредовыми идеями.

 

3.Разорванность мышления.

Наблюдается при шизофрении. Сочетается с нелепым поведением больных. Оценка разорванности проводится по признаку отсутствия понятных экспериментатору связей между отдельными элементами высказываний больного. В довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; нет связей между предметами и явлениями. В речи нельзя обнаружить определенный объект мысли. Не заинтересованы во внимании собеседника; не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. Разорванная речь больных не регулирует их поведение. Обильный и многословный характер ассоциаций. Многочисленные соскальзывания по созвучию, по внешним наглядным признакам, по сходству переживаний. Ослабление обычных, привычных ассоциаций. Разорванность – крайняя степень разноплановости.