(по Зейгарник + ответы старшекурсников)

 

Иногда нарушение работоспособности, мотивационной сферы выступает для больного и наблюдающих как расстройство памяти.

-проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе

-мнестические нарушения -часто встречающийся синдром

 

Сеченов. Главная особенность памяти: переработка воспринятого, классификация и сортировка воспринятых образов

Выготский,Леонтьев: особенности, свойственные любой деятельности человека, характерны и для памяти-опосредованность, целенаправленность, мотивированность.

Распад мнестической деятельности принимает разные формы благодаря переходу к «поуровневым» исследованиям псих.деят.чел-ка

Направления исследования патологии памяти:

  1. Клиническое. Корсаков, Грюнталь, Голант и др. Связь расстройства с определенными синдромами, нозологическими единицами (не интересовали психологические механизмы)
  2. Психофизиологическое и нейропсихологическое. Пенфилд, Сковилл и Милнер, А.Р.Лурия. Анализ психофизиологических основ памяти, изучение природы мнестических нарушений при очаговых поражениях мозга
  3. Психологическое. Изучает организацию памяти и ее нарушения. Теоритические и методологические позиции разнообразны:

А) констатация наличия/отсутствия организации запоминания при психических расстройствах. Берксон, Валлас, Осборн и др.

Б)Синтез гештальтпсихологии с теоретико-информационными идеями. Спитз.

В)С позиции теории о предметной деятельности. Леонтьев, Биренбаум, Зейграник,Лурия.

 

Исследования нарушений памяти помогают:

1)выяснить структуры и факторы, вовлеченные в мнестическую деятельность

2)Решение экспертных вопросов, трудовых рекомендаций, выбор коррекционных мероприятий

Феноменология:

Клиническая классификация. Создана, понятное дело, психиатрами. Критерии разделения видов нарушения памяти феноменологический и умозрительный. J

  1. Дисмнезии. Виды расстройств памяти по типу дисмнезии:

1)      Гипермнезия. Это кратковременное усиление обострение памяти. Больной вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений. Также улучшается способность к запоминанию, больной запоминает дословно буквально целые страницы сложного научного текста и т.п. (наблюдается обычно при опухолях гипоталамуса). В целом, состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркомании. По миновании болезненного состояния гипермнезия проходит.

2)      Гипомнезия – это снижение памяти (удел всех людей в пожилом возрасте). Больной с трудом запоминает новые имена, даты, забывает детали происходивших событий, не может без специального напоминания воспроизвести сведения, хранящиеся глубоко в памяти. Наиболее частая причина гипомнезии – широкий круг органических (особенно сосудистых) заболеваний мозг, в первую очередь атеросклероз. Однако гипомнезия бывает обусловлена и преходящими функциональными расстройствами психики, напр. состоянием утомления (астенический синдром).

  1. Амнезия. Амнезия – это отсутствие памяти. Занимает более значительное место в клинике психических заболеваний. Амнезия:
  • ·        Общая: распространяется на достаточно большой временной период.
  • ·        Частичная: касается лишь каких-то определенных воспоминаний. Пр.: переводчик восточных языков после ЧМТ напрочь забыл на полгода японский язык, которым свободно владел ранее, но который откровенно не любил. Его же любимый корейский язык совершенно не пострадал.

Виды амнезии («великолепная семерка»):

                      I.     Ретроградная амнезия – отсутствие памяти на период ДО начала заболевания (напр.: больной, получивший ЧМТ, может забыть всё, что происходило с ним в течении недели до получения травмы).

                    II.     Антероградная амнезия – потеря памяти на период после возникновения заболевания. Продолжительность как ретро-, так и антероградная амнезия может варьироваться от нескольких часов до нескольких месяцев.

                   III.     Ретроантероградная амнезия – охватывает более менее длительный период выпадения памяти и до и после.

                   IV.     Фиксационная амнезия – неспособность больного удержать и зафиксировать поступающую информацию. Все, что ему говорят, что происходит вокруг него, воспринимается адекватно, но не удерживается в памяти (отсутствует фиксация поступающей информации) и спустя несколько минут, а то и секунд больной полностью забывает об этом. Бывает при амнестическом синдроме алкогольного или травмотического генеза.

                    V.     Прогрессирующая амнезия. Она характеризуется, как и гипомнезия, постепенным ослаблением памяти. Закон Рибо. В первую очередь страдает механическая память на имена, номера телефонов, точные даты, важные жизненные события; таким образом, память ослабевает от настоящего к прошлому.

                   VI.     Тотальная амнезия – выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе. Такой больной не знает как его зовут, сколько ему лет, где он живет, есть ли у него родители, другими словами, он не помнит ничего. Причины тотальной амнезии: ЧМТ (особенно в военных условиях), функциональный заболевания (при выраженных стрессовых ситуациях).

                 VII.     Истерическая амнезия – провалы в памяти, касающиеся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий. Развивается по типу вытеснения не только у больных, но и у здоровых, но акцентуированных по истерическому типу личности.

  1. Парамнезии. Парамнезия – это обман, провал памяти, который заполняется определенной информацией. Типы парамнезий:

1)Конфабуляции – это замещение провала памяти вымыслами фантастического характера, в которые больной верит абсолютно. Пр.: больной 80 лет (выраженный церебросклероз), сообщает, что его только что допрашивали одновременно Малюта Скуратов и Иван Грозный. Попытки доказать ему, что оба вышеуказанных персонажа давно мертвы, оказались тщетными.

2)Псевдореминисценции – это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени. Пр.: больной со старческим слабоумием, находящийся в больнице около 6 месяцев, бывший до болезни прекрасным преподавателем математики, утверждает, что он только что проводил занятия по тригонометрии в 10 классе.

3)Криптомнезии – провалы памяти, заполняемые информацией, источник которой больной забывает: он не помнит, на Яву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанное в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными. Пр.: Арестова приходит на семинар и говорит: я сочинила новое стихотворение «Я помню чудное мгновение», все попытки студентов убедить её в том, что автором является А.С. Пушкин, оказались тщетными.

 

 

Психологические механизмы.

 

Вопросы исследования патологии памяти:

1)проблема строения мнестической деятельности опосредованного и неопосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания:

2)Вопрос о динамике мнестического процесса

3)Вопрос о мотивационном компоненте памяти

Часто эти характеристики переплетаются, но экспериментально можно выделить ведущую роль какого-то компонента.

Нарушение непосредственной памяти

Корсаковский синдром.

С.С.Корсаков. При тяжелых алкогольных интоксикациях +другие диффузные поражения мозга (не алкогольного генеза) +поражение определенных ограниченных мозговых систем

1.Нарушение памяти на текущие события (память на прошлое относительно интактна).

2.Конфабуляции относительно текущих событий- заполнение провалов несуществующими событиями

3.Дезориентировка в месте и времени

Анализ структуры корсаковского синдрома:

Дефект воспроизведения(а не удержания материала). Клаперед- эксперимент с иголкой и приветствием (здоровается с больными и колит их иголкой -> больные перестают подавать руку, хотя не помнят, что здоровались с ним)

Леонтьев вырабатывал условный рефлекс на болевой раздражитель.

Заводили больного в комнату, велели нажимать на кнопку при загорании зеленой лампочки. На следующий день больной не помнил, что был там, но нажимал кнопку на зеленую лампочку (лампочку других цветов не нажимал)

Нейрофизиологический механизм: нарушение ретроактивного торможения

Экспериментально-психологическое исследование: низкое плато без наращивания

Поражение лобных отделов мозга → спонтанность (грубые нарушения мотивационной сферы) → Особая форма расстройства памяти при корсаковском синдроме. При апатическом соостоянии нет потребности окончить начатое дело. При эйфорическом- расторможенность.

Прогрессирующая амнезия.

Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смешивают хронологию событий. Прогрессирующие расстройства памяти: снижение способности запоминать текущие события, стираются события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Сохранившееся прошлое приобретает особую актуальность.

Исследование. Возраст от 60 до 83. Методики: заучивание 10 слов, опосредованное запоминание, воспроизведение рассказов, установление аналогий. Объяснение метафор и пословиц.
Результат: недостаточная активность процесса запоминания.

У некоторых кривые запоминания- зигзагообразные → чтощаемость мнестических процессов.

Низкая прочность запоминания

Процесс опосредования не улучшает воспроизведения

Умственный уровень: Чрезмерная отвлекаемость, соскальзывание мысли (любой отвлекающий фактор способствует забыванию)

 

Нарушения динамики мнестической деятельности

Колебания мнестической деятельности (в течение какого-то времени могут запоминать и воспроизводить, а потом не могут)

Методика 10 слов (запомнить). Кривая носит ломанный характер. После первого предъявления- 6-7 сло, после пятого- 3 слова, после шестого снова 6-7.

Вопсроизведение текста. То могут воспроизвести содержание басни, то не могут передать совсем легкий сюжет.

У больных с сосудистыми заболеваниями гм, травмами гм, при некоторых интоксикациях.

Редко выступают в виде изолированного симптома: лабильность всех форм деятельности.

Нестойкость умственной продукции: классификация предметов- чередование обобщенных и ситуационных решений.

Это- индикатор неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости

Возможность улучшения при помощи средств опосредования

Но часто акт опосредования мешает основной деятельности (чрезмерная тенденция к опосредованию), больной концентрировался на нем, что приводило к еще больше истощаемости.

Нарушение опосредованной памяти

Метод пиктограмм.
Запомнить 14 слов. Зарисовать себе подсказку. Качество рисунка и время выполнения неважно, буквы запрещены.

Выполнение:

1.Изображение- условное обозначение понятия (сомнение- ?)

2.Изображение понятия, менее общего по сравнению с заданным (н: развитие в узком значении «умственное развитие)

Т.е. Умение увязывать понятие с более конкретным понятием

Помогает понять о степени обобщенности и содержательности образуемых связей.

Круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок, но и значение рисунка может быть шире. Умение уловить общее в рисунке- механизм активного образования условного значения.

Условность рисунка способствует актуализации латентных признаков

Петренко. Факторы, ответственные за невозможность использования вспомогательных средств.

Группы: больные эпилепсией (подргуппы: симптоматическая эпилепсия и эпилептическая болезнь) и больные с локальными поражениями мозга.

Методики: непосредственного заучивания слов и опосредованного запоминания (по Леонтьеву)

Результат: у определенных групп больных снижается эффективность опосредованного запоминания по сравнению непосредственным. (у больных симптоматической эпилепсией- опосредование немного помогало запоминать, у больных эпилептической болезнью снижало продуктивность воспроизведения)

Было выделено 2 категории связей:

1.По значению (руководство объективными свойствами)

2.Внешний момент:

2.1.Впечатление испытуемого

2.2 Динамический аспект, анализ временных характеристик, которые:

а) Динамически адекватные (основаны на последовательном оперировании отдельными элементами)

б) Нецеленаправленные (не остановка на выделеном опосредствующем звене, а продолжение их выделения

3.Анализ процесса воспроизведения

 

Часто воспроизводили то слово, которое должно быть только связью. Н: для слова прогулка рисуют забор (всегда гуляю до соседа). А потом воспроизводит слово сосед.

Схема опосредованного запоминания Леонтьева: А-Х-А

А в этих случаях: А-Х-Х или А-Х-У

Гипотеза: нарушение опосредованого запоминания обследованных групп связано со своей структурой нарушенной деятельности больных

Методики: классификация предметов, исключения, счет по Кремелену и т. д.

Гипотеза подтверждена: у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования связаны с колебаниями работоспособности,А у больных эпилептической болезнью с повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.

 

Нарушение мотивационного компонента

Феномен воспроизведения незавершенных действий

Ряд задач: 18-22
Инструкция: Вам даны задачи, постарайтесь их выполнить быстрее и точнее.
Эксперимент: половину выполнял до конца, половина задач прерывались до завершения. После просят назвать, какие задачи выполняли
Результат: Лучше запоминались незавершенные действия. ВН (воспр.незакон)/ВЗ (воспр закон)=1,9 Незавершенные действия воспроизводились на 90 % лучше. Также незавершенные действия назывались первыми

Это происходит из-за возникновения мотива. Незавершенное действие- намерение не осуществлено-> создается аффективная активность, которая проявляет себя в другом виде деятельности (в данном случае в воспроизведении)

Деятельность памяти актуализировала ту аффекктивную готовность, которая образовывалась благодаря личностному отношению. Доказательства изменения условий, ведущих к одинаковому воспроизведению:

  1. Изменить инструкцию с нейтральной на «мы исследуем память, назовите, что вы выполняли». Актуализация нового мотива – «воспроизведение возможно большего числа задач»
  2. Если испытуемый был в состоянии усталости или пресыщения

 

Шизофрения- вн/вз=1,1

Эпилепсия- вн/вз=1,8

Астенический синдром- вн/вз=1,2

 

Петренко.
Исследуя структуру опосредованного запоминания, выявил, что у больных с поражением медио-базальных отделов лобных долей в психическом состоянии- аспонтанность, анозогнозия по отношению к болезни, расторможенность , это расстройство особенно четко выражено. Такие больные просто называли слово, изображенное на картинке, брали любую картинку. При этом они легко могли выполнять задания- когда экспериментатор настаивал на ответе.