Исследование нарушений мышления при шизофрении в работах Полякова.

 

Для исследования особенностей нарушения мышления при шизофрении было проведено 2 серии экспериментов. 

Исследование процессов сравнения

1 серия

методика: попарного сравнения предметов с «глухой" инструкцией. Требовалось вычленение признаков на основе прошлого опыта.

Использовались 12 специально подобранных пар предметов, предлагавшихся испытуемым в одном и том же порядке. Экспериментатор задавал вопрос: «что общего у этих предметов, чем они отличаются?» таким образом, инструкция предполагала свободу выбора основания для сравнения, также количество признаков, которые можно было вычленять для сравнения было неограниченно.

 

Стимульный материал: 12 пар предметов были подобраны таким образом, что их можно было разделить на 2 группы:

1)   относительно однородные объекты (медь-золото, воробей-соловей)

2)   разнородные объекты (ночь-плащ, тарелка- лодка)

 

сравнение предметов – довольно сложный мыслительный процесс, включающий операции анализа, синтеза, абстракции, обобщения

выборка: 50 больных шизофренией, 50 здоровых человек

результаты: больные шизофренией предлагают гораздо больше вариантов обобщения и различения сравниваемых предметов, чем здоровые, при этом предлагаемые варианты производят впечатление странных, неадекватных: (мышь-кошка – «поддаются дрессировке, используются в науке», тарелка-лодка- «не пропускают жидкости»)

2 серия

исследовались: особенности процессов сравнения, когда существенную роль в структуре деятельности играет актуализация знаний на основе прошлого опыта.

Задача: сравнение предметов по одному, данному в условии свойству. Было 2 задачи:

1)   Петя выше Димы, а Коля ниже Пети, кто из них выше?

2)   Черное море холоднее Каспийского, а Балтийское теплее Черного, какое из них самое теплое?

Для выполнения этого задания не требуется самостоятельного вычленения признаков для сравнения. Признак, по которому нужно произвести сравнение дан в условии. Эти задачи, в отличии от задач в первой серии предполагали строго однозначное решение. Испытуемый должен произвести анализ и на основании этого анализа мысленно соотнести сравниваемые объекты, а это требует умения оперировать абстрактными понятиями.

Выборка: 75 больных шизофренией и 50 здоровых

Результаты: при решении 1 задачи с первого раза и здоровые и больные шизофренией не смогли правильно соотнести  объекты, при решении 2 задачи, тоже давали неправильные ответы, так как условия задачи противоречили знаниям. В целом, во 2 серии исследований не было выявлено различий между 2 группами.

 

 

Исследования процессов классификации

4 серии экспериментов

методики:

1)   свободная классификация изображений предметов

2)   задача на обобщение 12 разнородных предметов

3)   «4 лишний» - исключение 1 предмета из 4

4)   классификация геометрических фигур

1 серия

стимульный материал: набор из 39 карточек, на каждой изображено по 1 предмету

задача: разложить карточки на сколь угодно групп, чтобы в каждой группе были подходящие друг другу предметы

результаты:

1)   по объему группировка была примерно одинаковая и у больных шизофренией и у здоровых людей

2)   больные шизофренией выделяли гораздо больше признаков, чем здоровые люди

3)   у больных шизофренией было в 2 раза больше группировок

2 серия

задача: на обобщение 12 разнородных предметов

результаты: основной принцип объединения был принцип обобщения, мало конкретно-ситуационных сочетаний, у больных шизофренией больше выделено нестандартных свойств

 

3 серия

испытуемому предъявляли карточки, на которых было изображено/написано 4 предмета. Нужно было объединить 3 предмета, так, чтобы 4 в эту группу не вошел. У больных шизофренией значительно большее число различных группировок, они были приемлемы с точки зрения требований задачи, но оказывались странными, так как основывались на малозначимых свойствах предметов.

4 серия

задача классификации 24 изображенных на отдельных карточках фигур (геометрических).

Признаки в отличии от предыдущих серий ограничивались:

1)   форма

2)   цвет

3)   величина

испытуемые должны были разложить предметы на какое-либо количество групп. Стимулировалось вычленение новых признаков предметов

результаты: отсутствие существенных различий между группой здоровых и группой больных шизофренией как по частоте использования стандартных и нестандартных признаков.

Исследование процессов решения проблемных задач

Перед испытуемым весы, несколько предметов и свеча, нужно уравновесить весы таким образом, чтобы через некоторое время они сами вышли равновесия.

Свойство свечи терять весь при горении является ее латентным свойством для здоровых испытуемых, они долго не могли использовать свечу, больные шизофренией  первым решением предлагали свечу, так как вычленяли в ней малозначимое свойство – потеря веса при горении.