(по Зейграник)


Патопсихология важна для общих теоретических вопросов психологии:

 

1.Роль личностного компонента в структуре деятельности. Психика не есть совокупность психических функций. Роль мотивационного (личностного) фактора должна быть включена в характеристику строения всех наших психических процессов- Леонтьев.

Это удобно доказать при помощи анализа нарушений.

 

Нарушение восприятия. Исследование патологи восприятия Соколовой. Различно мотивированная инструкция- процесс восприятия выступает то в виде деятельности, то действия, то операции.

 

Нарушение мышления. При разных нарушениях мотивационной сферы выступают разные формы нарушения мышления. Мотивационная смещенность больных — фактор, ответственный за многие проявления познавательной деятельности => все наши процессы — по-разному оформленные виды деятельности, опосредованные, личностно мотивированные.

 

2.Соотношение биологического и психологического в развитии человека.

Биологические особенности болезни изменяют ход психических процессов. Они играют роль условий, в которых разворачивается психологический процесс- процесс формирования аномальной личности.
Леонтьев. Унаследованные свойства- одно из условий формирования психических функций, основное условие- овладеие миром предметов и явлений, созданных человеком.

Руббинштейн. Внешние причины преломляются через внутренние условия. Болезнь создает особые условия протекания психических процессов,которые приводят к искаженному отражению действительности → закрепление искаженного отношения к миру, появление патологических черт.

Прямой перенос особенностей личности больных на типологию здорового человека неправомерен

 

3.Соотношение развития и распада психики. Леонтьев. Развитие человека заключается не в приспособлении к окружающей среде,а в усвоении всего того, что накоплено человечеством.

 

Решение проблемы как в биологии: послойных распад психики от высших форм к низшим.
Доказательства: 1.При заболеваниях психики часто больные не справляются с более сложными видами деятельности, сохраняя простые навыки. 2.Сходство мышления и поведения больных и ребенка

Опровержение: 1.Не всегда при болезни обнаруживается распад высших функций

2.Сходство только внешнее:

 

Нарушение навыков.Руббинштейн. Альцгеймер и сосудистое заболевание мозга. Распад навыков носит сложный характер: нарушение динамики, нарушение компенсаторных механизмов, нарушение структуры действия, но не этап развития навыка у ребенка.

 

Нарушение мышления. Слабоумный взрослый не может установить непривычные для него отношения между предметами (при этом обладает запасом прежних знаний). Ребенок легко образует новые связи. Ребенок- обучаем, дементный больной- нет. Откликаемость больных- способствует разрушению целенаправленноти деятельности, отвлекаемость у детей-помогает образовывать большое количество связей, из которых вырастает человеческая целенаправленная деятельность.

 

Распад не негатив развития. Разные виды патологии приводят к качественно разным картинам распада.

 

Нарушения личности заключаются не в освобождении биологических потребностей, а в распаде строения потребностей, сформировавшихся прижизненно. Деградация личности- изменение строения общественно обусловленной потребности.