(по Зейгарник + ответы старшекурсников) 

 

Метод пиктограмм.
Запомнить 14 слов. Зарисовать себе подсказку. Качество рисунка и время выполнения неважно, буквы запрещены.

Выполнение:

1.Изображение- условное обозначение понятия (сомнение- ?)

2.Изображение понятия, менее общего по сравнению с заданным (н: развитие в узком значении «умственное развитие)

Т.е. Умение увязывать понятие с более конкретным понятием

Помогает понять о степени обобщенности и содержательности образуемых связей.

Круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок, но и значение рисунка может быть шире. Умение уловить общее в рисунке- механизм активного образования условного значения.

Условность рисунка способствует актуализации латентных признаков

Петренко. Факторы, ответственные за невозможность использования вспомогательных средств.

Группы: больные эпилепсией (подргуппы: симптоматическая эпилепсия и эпилептическая болезнь) и больные с локальными поражениями мозга.

Методики: непосредственного заучивания слов и опосредованного запоминания (по Леонтьеву)

Результат: у определенных групп больных снижается эффективность опосредованного запоминания по сравнению непосредственным. (у больных симптоматической эпилепсией- опосредование немного помогало запоминать, у больных эпилептической болезнью снижало продуктивность воспроизведения)

Было выделено 2 категории связей:

1.По значению (руководство объективными свойствами)

2.Внешний момент:

2.1.Впечатление испытуемого

2.2 Динамический аспект, анализ временных характеристик, которые:

а) Динамически адекватные (основаны на последовательном оперировании отдельными элементами)

б) Нецеленаправленные (не остановка на выделеном опосредствующем звене, а продолжение их выделения

3.Анализ процесса воспроизведения

 

Часто воспроизводили то слово, которое должно быть только связью. Н: для слова прогулка рисуют забор (всегда гуляю до соседа). А потом воспроизводит слово сосед.

Схема опосредованного запоминания Леонтьева: А-Х-А

А в этих случаях: А-Х-Х или А-Х-У

Гипотеза: нарушение опосредованого запоминания обследованных групп связано со своей структурой нарушенной деятельности больных

Методики: классификация предметов, исключения, счет по Кремелену и т. д.

Гипотеза подтверждена: у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования связаны с колебаниями работоспособности,А у больных эпилептической болезнью с повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.

 

  1. Методика «Опосредованное запоминание». Предложена А.Н. Леонтьевым. Направлена на изучение опосредствованной памяти.

Перед больным раскладываются все 30 карточек в любом порядке, но так, что бы все они были видны ему.

Инструкция: «Вам нужно будет запомнить ряд слов. Для того, что бы легче это сделать, нужно каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтоб она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, первое слово, которое надо запомнить – дождь. Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». Когда испытуемый выбрал карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит вам дождь?». Через час испытуемому предъявляют карточки и он должен назвать искомое слово. Протокол:

Слова

Выбираемая карточка

Объяснение связи для запоминания

Воспроизведение

Объяснение связи

 

 

 

 

 

Результаты:

Норма: большие индивидуальные различия в выборе карточек, но воспроизведение – 100%, объяснение связи адекватное. Схема: А-Х-А (А – заданное слово, Х – опосредование, карточка)

Олигофрения: опосредование не доступно. Простые слова: «Лес» - карточка с изображением земляники – «лес»; сложные слова, напр., ночь или игра – не доступно. А-Х-Х.

Эпилепсия: примерно то же, что и при олигофрении. См. вопросы № 23, 43.

Шизофрения: связи для запоминания «пустые», бессодержательные и свидетельствуют о выхолощенности, непродуктивности мышления.

Корсаковский синдром: опосредование доступно, связи адекватные, но воспроизведения искомого слова нет.

  1. Методика «Пиктограмма». Инструкция: «Сейчас будет проверяться ваша зрительная память. На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того, чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово – как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»?». После выполнения лист с рисунком откладывается и показывается испытуемом для воспроизведения слов через час. Протокол:

Заданные выражения

Рисунок и объяснение больного

Воспроизведение спустя час

1… 10-20

 

 

Критерии оценки результатов методики:

  • Доступна ли больному обобщенная символизация слова. Норма: «тяжелая работа» - лопата и молоток. Патология (олигофрения, эпилепсия): «тяжелая работа» - пытается нарисовать целую сценку работы в шахте.

  • Адекватность ассоциаций. Норма: «весёлый праздник» - флаг или цветы или шарики или бокал вина. Патология (шизофрения): «сомнение» - рисует речку – объяснение: «Есть романс Глинки «Сомнение», а Глинка – это есть Неглинка – речка».

  • Критерий запоминания. Сопоставляем с методикой заучивания 10 слов. Случаи:

    • Непосредственное запоминание (по методике 10 слов) плохое, но опосредование помогает – органические поражения мозга.

    • Легко усваивает 10 слов, но припомнить слова исходя из рисунков не может – больны шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового.