Мотивация и патология восприятия при психических заболеваниях

Из положений советской психологии вытекает, что смыслообразующая функция мотивации играет роль и в процессе восприятия. Деятельность восприятия включает в себя основную характеристику человеческой психики — "пристрастность" (А. Н. Леонтьев). Поэтому можно было предполагать, что процесс восприятия не только строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и направлять деятельность испытуемых, но можно было ожидать разную структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или иные изменения личности.

 Специальное исследование для уточнения роли мотивационного компонента в восприятии(Е. Т. Соколова).

Гипотеза: процесс восприятия зависит от мотива деятельности, установки + можно ожидать разную структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или иные изменения личности.

Цель исследования:

  • Показать зависимость восприятия от характера мотивации

  • Выявить особенности восприятия, связанные с нарушением смыслообразующей функции мотива.

Методика: предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации.

Мотивация задавалась: инструкцией (опора на внутренние качества испытуемого) + разной степенью неопределенности изображений (опора на качества стимула).

Инструкции:

А- "глухая» инструкция - описать, что изображено (Самостоятельная актуализация мотивов испытуемыми. Актуализировались 2 мотива: мотив экспертизы, вызванный самой экспериментальной ситуацией. Он порожден и опосредован социальными и личными установками испытуемых. Он не только побуждает, но и придает личностный смысл деятельности. Также деятельность побуждалась собственным мотивом восприятия, который играет роль дополнительного стимула.)

Б- исследуется воображение

В- исследуются умственные способности

Испытуемые: здоровые, больные эпилепсией, больные шизофренией с выраженным личностным расстройством.

Результаты:

 

1 - Здоровые

2 – больные эпилепсией

3 - больные шизофренией

А

Формальные ответы. Опора на значение изображения. Норма считала картинки детскими.

Формальные ответы. Односложные ответы, нет сюжета. Значимость мотива экспертизы.

Формальные ответы в большей степени, чем у остальных. Гипотезы на основе поверхностного впечатления. Редкие, неадекватные гипотезы.

Б

Появился интерес к заданию и к оценке эксперимента. Гипотезы стали более развернутыми, эмоционально насыщенными. Самих гипотез много (чем больше кол-во, тем лучше с творчеством).

Сократилось число формальных высказываний. Больные подолгу и с удовольствием описывают картинки, фантазируют на тему. Цель — собственно фантазирование. Гипотезы становятся эмоциональными. Больные больше высказывают свое отношение к героям, а не описывают их. Смысл преобладает над значением.

У 30% сохранились формальные ответы и отказы. Изменение инструкции не приводит к изменению стратегии. Апелляция к воображению не вызывает смыслообразования.

В

Деятельность принимает вид развернутого решения персептивной задачи. Построение и проверка гипотез. Сопоставление частей изображения. В итоге выбирали один самый приемлемый результат. Очень интересовались оценкой экспериментатора.

Обстоятельное, детальное описание изображений. Застревание на деталях, излишняя конкретность.

Больные не проявляют интереса к заданию, не реагируют на оценку экспериментатора. Деятельность свернута, нет поисковой активности. Высказывания лаконичны, малоэмоциональны.

 

Вывод: Изменение мотивации обуславливают разную структуру деятельности. В соответствии с этим изменяется структура восприятия. Она разная в норме и патологии.