Место в классификации Зейгарник:

нарушение операциональной стороны мышления; снижение уровня обобщений, искажение процесса обобщения
  нарушение динамики мышления; ускорение мышления («скачка идей»), инертность, непоследовательность суждений, откликаемость, соскальзывание
нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления; разноплановость, резонерство, некритичность

 

С.Яю Рубинштейн: проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс, возможность осознать свою ошибку является привилегией мысли как сознательного процесса. Б.М. Теплов считает критичность одним из главных качеств ума, понимая под критичностью «умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке».

 

Критичность в патопсихологии:

Б.В. Зейгарник 

     анализ механизма критичности
     критичность как фактор личностной сохранности
   индикатор сохранности личностно-мотивационной сферы человека

А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова 

     Критичность и «лобный синдром»,
Процесс сопоставления полученных результатов с заданными условиями задачи,
попытка обучения больных решению задач с целью обеспечения контроля за своими действиями и высказываниями


С.Я. Рубинштейн (исследование восстановления после военных травм)

    Вопросы критического отношения к себе как к личности, к восприятию себя как личности
    Формирование производственных навыков у больных с «лобным синдромом»
     вопросы критического отношения к своей болезни

 

3 аспекта критичности:

1)   Критичность к своим действиям, высказываниям. Критичность -  выраженная перестройка личностных особенностей, приводящую к отсутствию осознанной мотивации и невозможности вызвать установку на адекватное отношение к окружающей среде. Зейгарник. Действия больных не контролируются мышлением, не являются подчиненными личностным целям.

2)  Критичность к оценке своей личности. Выготский Л.С., Л.И. Божович, М.С., Неймарк. понимание больным своего места и своей роли в ситуации, своих возможностей, своих достоинств и недостатков, самооценка больных. отношение к своим успехам связано с оценкой своих возможностей, что уже в школьном возрасте дети ориентируются на самооценку, т.е. появление устойчивой самооценки является важнейшим фактором развития.

3) Критичность к своим психопатологическим проявлениям. рассматривается часто в психиатрии как критерий выздоровления. Направления изучения: постепенное угасания критичности к возникающим бредовым идеям, формирование критического отношения при бреде, полное восстановление критичности, сохранность критики, понимание болезненности овладевающих представлений при навязчивостях, фобиях и при совершении больным ритуалов, изменение критического отношения к возникающим видениям в период ясного сознания, исследование критического отношения больных к перенесенным психозам, депрессиям.

 

Методики исследования

Критичность к своим действиям:

     «Классификация предметов»
     Куб Линка
     Аналогии

 

Критичность к себе: «Исследование уровня притязаний», измененный вариант методики Т.В. Дембо, описанный С.Я. Рубинштейн, Оценка самими больными своего характера (в письменном виде).

Критичность к психопатологии: Анализ историй болезни, изучение дневников, катамнезов, характеристик больными своего состояния (в письменном виде), и дальнейшее сопоставление этих данных