Распад психики не есть негатив её развития, но всегда некое новое качество её развития(Выготский). Этот тезис был высказан в дискуссии с Леви-Брюлем, который думал, что распад – это переход на более ранний онтогенетический период.

Внешнее сходство психики больного и ребенка: нецеленаправленность, неопосредованность поведения, отвлекаемость, схожие ошибки. Но более пристальный анализ внутреннего содержания показывает различия:

1)   Разный потенциал развития. ЗБР отличается. В экспериментах: у ребенка дошкольника не сформированы произвольное внимание, память, но при включение в игру все становится успешно, если деятельность адекватно возрасту, становится все окей. Ребенок отвлекается, но его деятельность можно организовать. Отвлекаемость наблюдается так же при лобном синдроме, но компенсировать «лобное полевое поведение» этим способом нельзя (только фармакотерапия).

2)   Различна структура психической деятельности. У больных с психической патологией даже на фоне интеллектуального дефекта можно обнаружить сохранные звенья. У ребенка этого еще нет. У взрослого больного вследствие накопившегося предшествующего болезни опыта, могут быть долго сохранны островки прежней псих. деятельности, хорошо сформированной в прошлом (проф. Навыки). Например: с грубым диффузным органическим поражением мозга, интеллектуальном снижением, казалось бы ему не доступно выполнение пиктограммы, но ее выполнение прекрасно: хорошие рисунки. Выясняется он художник. Профессиональные навыки сохраняются долго, на фоне интеллектуального снижения. Женщина больная с органическим поражением мозга снижение интеллектуальное, когнитивное снижение очевидно, у больной нарушены навыки, она с трудом застегивает собственные пуговицы, прекрасно печатает на машинке. Но она была машинисткой. На фоне дефекта сохранные действия. Больной с болезнью Альцгеймера (тотальное снижение интеллекта, памяти), когда его приводили в лабораторию он был беспомощен, но на этом фоне были сохранны сложные культурные стереотипы поведения (когда женщина врач входила в кабинет он вставал, когда кто-то ронял карандаш, он делал первую попытку поднять). Пуговицу застегнуть не может, ложкой пользоваться не может, а эти культурные стереотипы сохранны.

3)   Неравномерность снижения психики у больных может выражаться в чрезмерности выраженности отдельных сторон психической жизни. Возможно эта чрезмерность компенсаторна. Эпилептик: в пиктограмме, зная, что память плохая, начинает рисовать картину, чтобы максимально запечатлеть понятие – чрезмерная опосредствованность.  

 

В случае психической патологии возникает движение 2-х процессов: развитие и распад сосуществуют.

 

Развитие продолжается, но в суженных болезнью рамках. Дефект может осознаваться или нет. Такая новая социальная позиция может стимулировать процессы роста. Возможна помощь больному.

 

закон Джексона – чем более поздней является форма психической функции, тем чаще она будет исчезать при распаде

При распаде какой-либо психической функции другие ВПФ могут брать на себя компенсаторные функции.

 

Проблемы патопсихологии:

1) изучение новой структуры психической деятельности, которая возникает у больных с различными формами патологии;

2) изучение соотношений этих двух линий в структуре дефекта; изучение компенсаторного потенциала, который сохранен и содержится в психике больного.

Требования к методу:

1) не только создавать условия, провоцирующие нарушения, которые далее оцениваются количественно, но и проводит качественный анализ;

2) метод должен создавать условия для выявления как распада, так и развития. Изучение обучаемости больного – ЗБР.