Шизофрения – прогрессирующие психическое заболевание, характеризующиеся диссоциацией психики с быстро или медленно нарастающим дефектом личности, дефектом особого рода: наблюдаются снижение личностной активности, эмоциональное уплощение, явление аутизма, могут проявляться разные психопатологические нарушения (бред, галлюцинации).

В 1896 году выделил Крепелин – раннее слабоумие, сам термин шизофрения был использован Блейером в начале 20 века.

 

Нарушение эмоций

Блэйлер выделил 5 базовых симптомов, которые отличают шизофрению от других расстройств: аутизм, апатия, абулия, амбивалентность чувств, ассоциативные расстройства. Внешне шизики выглядят как эмоционально холодные и отчуждённые. Их чувства часто разнонаправлены по отношению к одному объекту. Снижена эмпатия. Эмоции уплощены и не адекватны ситуации. Негативизм. Несоответствие эмоций содержанию сознания. Отсутствие эмоциональной реакции на выполнение задания.

 

Курек: Эмоциональная активность – совокупность псих. изменений, отличающихся определенным тоном, модальностью и качеством эмоции. В эмоц. активности выделяется три основных аспекта:

  1. Импрессивный – восприятие, оценка эмоц. стимулов (что есть объективный мир для меня)
  2. Состояние человека, переживающего ту или иную эмоцию
  3. Экспрессивный – внешнее выражение эмоций и чувств

Исследования: у больных шизофренией по мере нарастания эмоционального дефекта происходит снижение точности распознавания шести основных эмоций по невербальной экспрессии.

Эксперимент Курека (эмоции)

Эмоциональная активность оценивалась через восприятия эмоций другого человека по картинкам, один из вариантов методики формирования уровня притязаний Юкнат (применила методику, разделив ее на 2 части: серия успеха и серия неуспеха), восприятие разных мелодий (гармоничных/дисгармоничных).

Результат: у больных шизой снижение эмоций происходит неравномерно, эмоциональность снижена значительно больше в звене положительных эмоций и относительно сохранно в звене отрицательных эмоций. Это выразилось в том, что больные при выполнении методики Юкнат более успешны в серии неуспеха, чем успеха (в опознании отрицательных эмоций). Этот факт свидетельствует о том, что дисгармония развития, возможно, продолжается в дальнейшей жизнедеятельности больных. Факт этот важен в практическом отношении. Шизики переполнены отрицательными негативными эмоциями. Компенсация обилия негативных эмоций: феномены аутизма могут усиливаться в этой ситуации за счет включения неудачно компенсаторных процессов.

ИЗ ЗЕЙГАРНИК

Курек. Отличная методика от Юкнат: в качестве экспериментального материала используются лабиринты одинаковой сложности, а в качестве уровня притязаний выступает время, которое испытуемый предполагает затратить на каждое следующее задание. Испытуемый может неоднократно формировать один и тот же уровень притязаний или не изменять его. Испытуемый получает более полную информацию о своих достижениях, выявляются более тонкие взаимосвязи уровня притязаний и уровня достижений. Это и позволило вскрыть особенность уровня притязаний при шизофрении — его патологическую ригидность, особенно выраженную в ситуациях успеха (резкое снижение частоты изменений уровня притязаний по сравнению со здоровыми испытуемыми).

 

Нарушение общения

Снижение системы сети социальных контактов при потенциальной возможности осуществления этих контактов. У больных шизой нет грубых нарушениях речи, но общение может быть сокращено до минимума – явления аутизма, иногда - мутизма (полный отказ от речевых контактов). Социальная перцепция: шизики способны правильно понимать эмоциональное значение отдельных экспрессивных признаков. Однако: снижение точности распознавания эмоций, способности к опознанию эмоциональных состояний по голосу и позе, точности и дифференцированности восприятия взаимодействий между людьми, нарушение восприятия интеракционной стороны общения, уменьшение направленности на описание эмоциональных состояний, снижение частоты общения.

 

Эксперименты про общение (Поляков):

Задача: в чем выражаются особенности взаимодействия с другим человеком, поставленного в экспериментальную ситуацию общения? Испытуемые: больные шизой и партнер (другой больной, здоровый испытуемый, экспериментатор). Их располагают перед друг другом, а руки прячут под непроницаемым экраном. Лица видят, а руки нет. Перед испытуемым располагается материал: фигуры (от круга до фигур более сложной конфигурации), в другой серии – изображение лиц людей. Инструкция: описать эти лица или геометрические фигуры, так чтобы партнер узнал о чем идет речь.

У здоровых происходит актуалазиация мотива-экспертизы, и общая цель у партнеров формируется, возникает феномен совместного выполнения. Надо рассказать, чтобы другой испытуемый понял.

Больные шизой: рабочей диады не возникает. Больной шизой мало ориентируется на реакции и замечания партнера, его рассказы могут быть стереотипные (не отличаться при описании разных фигур или лиц), нет желания узнать оценку партнера. Результат: нет ориентации на партнера, задание оказывается не выполненным.

ВЫВОД: у больных шизофрении нарушен мотивационно-потребностный аспект социальной регуляции деятельности.

 

Главный итог исследований в школе Полякова:

Выделение двух вариантов патопсихологического синдрома у больных шизофренией:

  • ·      Синдром псевдоорганический – тотальное снижение мотивации – первичный дефект, вторичный – эмоциональное нарушение и нарушение в когнитивной сфере.
  • ·      Парциальный– частичный дефект, ведущее нарушение – нарушение мотивационного аспекта социальной регуляции деятельности, когнитивные нарушения в том случае, когда выполнение когнитивных заданий включено в контекст социального взаимодействия.

 

Патопсихологический синдром: относительно устойчивое внутренне связанное иерархически организованная система нарушений поведения эмоционально-личностной сферы и познавательной деятельности.

 

Аутизм – поляков выделил дефицитарность социальной направленности как некий фактор во многом определяющий специфику нарушений при Ш (в психиатрии) – отсутствие социальной направленности и детерминированности поведения. Оч важный момент. Аутистическое мышление. В чем схизис – они могут общаться, но эти не пользуются. Эксперимент с ширмочкой про это. Они не образуют общую цель. Нет направленности на взаимодействие. Поэтому они могут работать в одиночку, не могут работать в коллективе. Ш – расщепление, тут разделение 2 линий – амбивалетность это одномоментное существование 2, тут не то. Расщепление между доступным уровнем и реализуемым. Включение б в интересующий контекст – повышает продуктивность больных Ш.