Нарушение иерархии мотивов при психических заболеваниях

Одним из видов нарушений развития личности являются изменения в мотивационной сфере. А. Н. Леонтьев утверждал, что анализ деятельности должен проводиться через анализ изменения мотивов. Психологический анализ изменений мотивов является одним из способов исследования личности больного человека, в том числе и особенностей его деятельности. Кроме того, как отмечает Б. В. Зейгарник, «патологический материал дает в некоторых случаях возможность не только проанализировать изменения мотивов и потребностей, но и проследить процесс формирования этих изменений».

К основным характеристикам мотивов относят:

1) опосредованный характер мотивов;

2) иерархичность построения мотивов.

У детей иерархическое построение мотивов и их опосредование начинает зарождаться еще до школы. Затем в течение всей жизни происходит усложнение мотивов. Одни мотивы подчиняются другим: какой-либо один общий мотив (например, овладеть определенной профессией) включает в себя ряд частных мотивов (овладеть необходимыми знаниями, усвоить определенные навыки и т. п.). Таким образом, деятельность человека всегда побуждается несколькими мотивами и отвечает не одной, а нескольким потребностям. Но в конкретной деятельности всегда можно выделить один ведущий мотив, придающий всему поведению человека некий смысл. Дополнительные мотивы являются необходимыми, так как они непосредственно стимулируют человеческое поведение. Содержание какой-либо деятельности утрачивает личностный смысл, если нет ведущих мотивов, которые дают возможность опосредования мотивов в их иерархическом строении.

Б. С. Братусь указывает, что изменения происходят в первую очередь в мотивационной сфере (как пример – сужение круга интересов). В ходе патопсихологического исследования не обнаруживается грубых изменений познавательных процессов, но при выполнении некоторых заданий (особенно тех, которые требуют длительной концентрации внимания, быстрой ориентации в новом материале), больной не всегда замечает допущенные им ошибки (некритичность), не реагирует на замечания экспериментатора и не руководствуется ими в дальнейшем. Также у больного обнаруживается завышенная самооценка.

Итак, мы видим, как под влиянием алкоголизма данного больного разрушается прежняя иерархия мотивов. Иногда у него появляются какие-то желания (например, устроиться на работу), и больной совершает какие-то действия, руководствуясь прежней иерархией мотивов. Однако все эти побуждения не носят стойкого характера. Главным (смыслообразующим) мотивом, который контролирует деятельность больного, в результате является удовлетворение потребности в алкоголе.

Итак, на основании проведенного анализа изменений опосредованности и иерархии мотивов можно сделать следующие выводы:

1) данные изменения не выводятся непосредственно из нарушений мозга;

2) они проходят сложный и длительный путь формирования;

3) при формировании изменений действуют механизмы, схожие с механизмами нормального развития мотивов.

 

Мотивация больных шизофренией

Е.Т. Соколова. Эксперимент: предъявлялись сложные сюжетные картинки (мать купает ребенка, группа чем-то взволнованных женщин и т.д.) и картинки с неясным сюжетом (нечеткие снимки цветов, мокрая мостовая, пятна Роршаха и т.д.) в условиях разной мотивации, которая создавалась, во-первых, с помощью различны инструкций, во-вторых, разной степенью неопределенности изображений.

Инструкция:

  1.  вариант А: «глухая» инструкция – опишите, что здесь изображено
  2. вариант Б: сообщалось, что целью эксперимента является исследование воображения
  3. вариант В: испытуемым сообщали, что задачей исследования является определение их умственных способностей

Неопределенность перцептивного материала выступала непосредственным побудителем деятельности, роль смыслообразующего мотива выполняла инструкция.  

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1)    Группа здоровых испытуемых:

  • Ø  Инструкция А (процесс восприятия не обусловлен экспериментально заданной мотивацией) – деятельность испытуемых направлена на содержательную интерпретацию картинок
  • Ø  При инструкции типа Б и В –выявилось изменение в отношении к эксперименту. Ответы испытуемых стали более развернутыми, эмоционально насыщенными

2)    Группа больных шизофренией:

Больные шизофренией слабо реагировали на изменение инструкции. Больные не проявили интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не корригировали свои ошибки. Высказывания больных крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатируют некоторое сюжетное или предметное содержание картинок.

ИТОГ:

Этот эксперимент, по мнению Б.В. Зейгарник, доказывает, что главным фактором в нарушении восприятия больных шизофренией является мотивация, так как изменение мотивации обуславливает разную структуру деятельности, в соответствие с чем изменяется место и содержание процесса восприятия.

 

Больные психопатиями, в отличие от шизофреников, имеют иерархию мотивов.