Нарушения психической деятельности при шизофрении

ШИЗОФРЕНИЯ  - наиболее распространенная психическая болезнь, проявляющаяся своеобразными изменениями личности (нарушением социального контакта и мышления, эмоциональным обеднением), а также другими психическими расстройствами - от легких и преходящих до тяжелых и необычно стойких, приводящих к частичной или полной инвалидности. Начинается, как правило, в возрасте от 15 до 25 лет, что дало повод первоначально называть эту болезнь ранним слабоумием. Однако нередко Ш. возникает до 15 лет (детская Ш., подростковая Ш. ) или даже после 60 лет (поздняя Ш. ). Течение болезни прогрессирующее,длительное.

1-2 человека на 1000 .

Общая численность больных шизофрений в мире -45 млн. человек. Ежегодно в мире шизой заболевают 4,5 млн. человека. Шиза входит в 10 основных причин утраты работоспособности в мире. Одинаково часто наблюдается как в женской, так и в мужчкой. Шиза неоднородна: есть разные формы течения, различные формы шизы классифицируется по разным основаниям: если в основу классификации положено содержание психопатолоигческой симптоматике, то выделяют формы течения:

Кататоническая. Гебефреническая, параноидная, простая. Если в основу классификации кладется тип течения болезни: проградиентная, неприрывно текущая, приступообразная. На качество симптоматике, на течение болезни, и нарастание дефекта влияет возраст начала болезни: возраст манифестации болезни.

  • ·       Если болезнь начинается в детстве в дошкольном возрасте то в этом случае на первый план выступает приступы задержки психического развития в целом, возникают сложные диагностические проблемы.
  • ·       Если начало шизы относится к подростковому возрасту, то на первый план выступают расстройства поведения, первые личностные эпизоды личностных расстройств(агрессивность, негативизм).
  • ·       Если шиза начинается у лиц среднего возраста, то в картине болезни преобладают сложные параноидные структуры с галлюцинаторными влкючениями..
  • ·       Если шиза начинается в позднем возрасте (в старческом) на первый план выстпуают тревожные, депрессивные, ипохондрические явлении.

Возраст человека, жизненный опыт вносят свой вклад в картину болезни в картину дефекта.

Феномен расщепления психики:

  1. Нарушение сознания единства собственной личности – деперсонализация. Амбивалентность, импульсивность, негативизм
  2. Несоответствие – диссоциация расщепления – эмоций содержанию сознания
  3. Снижение системы сети социальных контактов при потенциальной возможности осуществления этих контактов. У больных шизой нет грубых нарушениях речи как афазия, речь больных сохранна, а общение иногда может быть сокращено до минимума – явления аутизма, даже от мутизма (полный отказ от речевых контактов)
  4. Познавательная деятельность пациентов противоречива: с одной стороны, больной многое может, нет тотального слабоумия – малоумия (при органический патологии, например), а с другой стороны, они не продуктивны в познавательной деятельности в любых ее проявлениях. Память не нарушена, но больной может не вспоминать.

 

При шизофрении выражено нарушение восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы. У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (то есть безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого усилия, доходящее до болезненного безволия.

 

 

Классификация нарушения мышления Б.В. Зейгарник:

3 основных группы нарушений:

  1.  Нарушения мыслительных операций
  2.  Нарушение динамики мышления  
  • ·       Инертность мышления
  • ·       Лабильность мышления
  1.  Нарушение мотивационного аспекта мышления:
  • ·       некритичность мышления,
  • ·       разноплановость мышления,
  • ·       Резонерство

 

 Исследование нарушений восприятия больных шизофренией в школе

Ю.Ф. Полякова:

Основной подход:

  • §  Опознание стимулов разной модальности происходит в условиях, затрудняющих разборчивость сигнала.
  • §  Степень зашумления («маскирования») стимульного материала варьировалась.
  • §  Успех выполнения экспериментальных заданий в большей части случаев зависит от способности актуализировать знания, заложенные в прошлом опыте.

I. ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

1 серия: восприятие речевых стимулов, предъявляемых в контексте при условии «маскирования»

В звукоизолированной камере испытуемым на магнитофонной ленте испытуемому предъявлялись фразы одна за другой с интервалом в 20-25 секунд. Последние слово каждой фразы было «маскировано».

По содержанию выделялось три типа фраз:

  1. контекст однозначный («На дворе растет зеленая трава»)
  2. несоответствующие контексту значения («Школьник залез на высокую скатерть)
  3. вероятность окончания варьировалась (от более вероятного «На столе стоял графин» до менее вероятного «Фотограф сделал хорошую коробку»)

По степени «маскирования» выделялось также три группы фраз:

  1. очень сильный шум – 0-10% правильных опознаний
  2. средний шум – 10-50% правильных опознаний
  3. слабый шум – 50-100% правильных опознаний

Испытуемые: 50 больных шизофренией и 50 здоровых испытуемых

Инструкция: необходимо опознать «маскированное» окончание фразы и тут же записать его (в случае невозможности четко определить окончание, необходимо записать предполагаемый вариант)

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • o   Фразы первой (очень сильный шум) и третьей (слабый шум) групп опознавались больными шизофренией и здоровыми испытуемыми примерно одинаково.
  • o   Отличия выявлены в опознавании окончаний второй группы фраз (средний шум). Больные шизофрений опознают маловероятные окончания фразы лучше ,чем здоровые, а более вероятные - хуже. Если ответы здоровой группы принять за 100%, то более вероятные стимулы больные шизофренией опознают в 80% случаев, а менее вероятные – в 130%.
  • o   Анализ неправильных ответов больных шизофренией показал, что   они ориентируются на акустические и формальные признаки слова.

2 серия: анализ речевых сигналов при условии уравнивания вероятностей их ожидания испытуемыми

В звукоизолированной камере испытуемому предъявлялись на магнитофонной ленте 5 слов, каждое из которых повторялось трижды (то есть всего 15 слов). Слова эти имели сходную акустическую структуру: ПОЧКА, ПОЧТА, ТАЧКА, ТОЧКА, ЛОЖКА. Причем слова и условия их предъявления испытуемому говорились заранее.

Испытуемые: 30 здоровых испытуемых и 30 больных шизофренией

Инструкция: необходимо опознать и записать все предъявляемые слова

РЕЗУЛЬТАТЫ: В опознании речевых стимулов при уравнивании вероятности их появления группа больных шизофренией не отличалась по своим результатам от группы здоровых испытуемых.

 

3 серия: восприятие речевых стимулов в условии двухальтернативной неопределенности

 

Испытуемому на магнитофонной ленте предъявлялись фразы, причем в данном случае затруднялось восприятие только смыслоразличительной фонемы в завершающем фразу слове.

Выделялось три группы фраз:

  1. Вероятность появления двух слов в качестве окончания уравнены («Эта книга про офицерскую часть/честь»)
  2. Вероятность одного слова стремится к нулю, в то время , как второго – очень велика («По проводам бежит электрический ток/сок»)
  3. Оба варианта возможны, однако вероятность появления одного слова немного превосходит вероятность второго («У собаки благородный род/рот»).

РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • ·      Опознание окончаний фраз первой и второй группы было примерно одинаковым у больных шизофренией и здоровых испытуемых.
  • ·      При опознании окончаний третьей группы фраз больные шизофренией в 4 раза лучше опознавали менее вероятные стимулы, чем здоровые испытуемые.

ИТОГИ:

Если схема эксперимента в первой серии обуславливала появление у испытуемых множественности гипотез по поводу ожидаемого стимула, то во второй серии достигался эффект того, что вероятность двух стимулов была уравнена. По результатам второй серии у групп больных шизофренией и у здоровых испытуемых не было выявлено значимых различий, что свидетельствует,что у больных шизофренией нет трудностей в выявлении стимула из предъявляемого контекста. Третья серия эксперимента подтвердила гипотезу о том, что результаты больных шизофренией в первую очередь обусловлены трудностями в актуализации знаний, накопленных в прошлом опыте.

II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

1 серия: расфокусированные изображения

Эксперимент проводился в затемненном помещении с очень тусклой подсветкой. На экране, который находился от испытуемого на расстоянии 2 метров, предъявлялись расфокусированные изображения. Степень расфокусировки варьировалась от 0 до 12 условных единиц. Каждый зрительный стимул предъявлялся на всем диапазоне расфукусировки для определения порога опознания. Под порогом опознания понималось то деление на шкале, при котором зрительным стимул впервые опознавался испытуемым.

Стимулы: обычные и необычные

Испытуемые: 80 больных шизофренией, 60 здоровых испытуемых.

Инструкция: на экране вам будет предъявляться все, что угодно

РЕЗУЛЬТАТЫ:Для больных шизофренией характерно повышение порога для опознания обычных стимулов, и его понижение при опознании необычных стимулов.

2 серия: тахистоскопическое предъявление зрительных стимулов

Неопределенность стимульной информации в данном случае достигалась кратковременностью предъявления изображения. Порог в данном случае определялся временем экспозиции. Время экспозиции варьировалось от 0,01 до 10 секунд. Как и в прошлой серии, каждое предъявление каждого изображения проходило через весь диапазон с целью установления порога опознания.

Стимулы: обычные стимулы (яблоко) и необычные стимулы (необычные сочетания предметов или изображения предметов различных ракурсах: «электрическая лампочка в вазе с фруктаи; серп рядом со стаканом)

РЕЗУЛЬТАТЫ: Если изображение маловероятно по прошлому опыту, то больные шизофренией испытывают меньше затруднений при его опознании, чем здоровые. Если же оно шаблонно, обычно, часто встречалось в прошлом, то больные шизофренией по результатам опознания оказывается хуже здоровых.

3 серия: опознание зрительных стимулов при условии равной вероятности их появления

На экране предъявляется в различной последовательности только 2 стимула (ЯБЛОКО/ВИСЯЧИЙ ЗАМОК), о которых испытуемым заранее известно.

РЕЗУЛЬТАТЫ: В условиях равной вероятности появления двух стимулов больные шизофренией не отличаются по своим результатам от здоровых испытуемых.

4 серия: На экране в определенной последовательности предъявляются 5 слов, 4 из которых относятся к одному кругу понятий (птицы), а 1 слово - к другому. Однако это контрольное слово по «рисунку» соответствует ожидаемому слову: например, ожидаемое слово – ЛАСТОЧКА, а предъявляется слово ЛАМПОЧКА. Контрольное слово предъявлялось 4 раза вперемешку с остальными.

РЕЗУЛЬТАТЫ: При первом появлении контрольного слова у здоровых испытуемых была обнаружена тенденция определять это слово как ожидаемое (то есть вместо ЛАМПОЧКИ, они говорили ЛАСТОЧКА). При последующем предъявлении контрольного слова, перцептивная точность здоровых испытуемых немного повышалась. Перцептивная точность была выше у группы больных шизофренией при каждом предъявлении контрольного слова.

5 серия:

Контрольное слово (КОСМОС) предъявлялось на экране вперемешку с другими словами. Слова предъявлялись в определенной последовательности. Контрольное слово предъявлялось до тех пор, пока она не становилось знакомым испытуемому (7 раз). После этого контрольное слово заменялось на другое, сходное с первым по акустической и визуальной структуре (КОМПАС).

РЕЗУЛЬТАТЫ: Перцептивная точность у больных шизофрений была выше, чем у группы здоровых. Больные шизофренией обнаруживают меньшую зависимость восприятия от заданного контекста, скорее они ориентируются на объективные признаки стимула.

6 серия: схема эксперимента в седьмой серии была точно такая же , как и в 6. Только контрольное слово МАНДАРИН после 13 предъявлений заменялось на слово МАРГАРИН. Результаты те же.

ИТОГИ:

Первая и второй серии экспериментов предполагала появлений у испытуемых множества гипотез по поводу предъявляемого стимула. В третьей серии вероятности появления стимулов были уравнены. По результатам этой серии у больных шизофренией не было выявлено значимых отличий от группа здоровых испытуемых, что также говорит о том,что у больных шизофренией нет трудностей в выделении стимула.   Востриятие зрительных стимулов также зависит от способности актуализации прошлого опыта, которая у больных шизофренией нарушена.

 

III. Исследование восприятия больных шизофренией в школе Б.В. Зейгарник:

Е.Т. Соколова. Эксперимент: предъявлялись сложные сюжетные картинки (мать купает ребенка, группа чем-то взволнованных женщин и т.д.) и картинки с неясным сюжетом (нечеткие снимки цветов, мокрая мостовая, пятна Роршаха и т.д.) в условиях разной мотивации, которая создавалась, во-первых, с помощью различны инструкций, во-вторых, разной степенью неопределенности изображений.

Инструкция:

  1.  вариант А: «глухая» инструкция – опишите, что здесь изображено
  2. вариант Б: сообщалось, что целью эксперимента является исследование воображения
  3. вариант В: испытуемым сообщали, что задачей исследования является определение их умственных способностей

Неопределенность перцептивного материала выступала непосредственным побудителем деятельности, роль смыслообразующего мотива выполняла инструкция.  

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1)    Группа здоровых испытуемых:

  • Ø  Инструкция А (процесс восприятия не обусловлен экспериментально заданной мотивацией) – деятельность испытуемых направлена на содержательную интерпретацию картинок
  • Ø  При инструкции типа Б и В –выявилось изменение в отношении к эксперименту. Ответы испытуемых стали более развернутыми, эмоционально насыщенными

2)    Группа больных шизофренией:

Больные шизофренией слабо реагировали на изменение инструкции. Больные не проявили интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не корригировали свои ошибки. Высказывания больных крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатируют некоторое сюжетное или предметное содержание картинок.

ИТОГ:

Этот эксперимент, по мнению Б.В. Зейгарник, доказывает, что главным фактором в нарушении восприятия больных шизофренией является мотивация, так как изменение мотивации обуславливает разную структуру деятельности, в соответствие с чем изменяется место и содержание процесса восприятия.

 

Нарушения социального взаимодействия больных шизофренией

 

Основное нарушение, которое характеризует детей на разных этапах онтогенеза, это нарушение в системе взаимодействия с другим человеком, в системе социальных связей с другими людьми. Поиск причин природы когнитивных нарушений, которые характерных для шизиков, возможно следует искать в этой сфере социальных взаимодействия больных.

Тип эксперимента: больные шизой и партнер (другой больной, здоровый испытуемый, экспериментатор).

Их располагают перед друг другом, а руки прячут под непроницаемым экраном. Лица видят, а руки нет. Перед испытуемым располагается различный материал: фигуры (от круга до фигур более сложной конфигурации), в другой серии – изображение лиц людей.

Инструкция: описать геометрические фигуры, так чтобы партнер узнал о чем идет речь, о какой фигуре.

У здоровых происходит актуалазиация мотива-экспертиза, и общая цель у партнеров формируется, возникает феномен совместного выполнения – надо рассказать, чтобы партнер узнал, а другой испытуемый должен понять о чем идет речь.

Больные шизой: рабочей диады не возникает. Больной шизой малоориентируется на реакции и замечания партнера, его рассказы могут быть стереотипные (не отличаться при описании разных фигур или лиц), нет желания узнать оценку партнера.

Результат: нет ориентации на партнера, задание оказывается не выполненным

Серия подобных экспериментов:

Результат: у больных шизофрении нарушен мотивационно-потребностный аспект социальной регуляции деятельности.

В итоге вывод Зейгарник на счет дисфункции мотивации в работах школы Полякова получила подтверждение и уточнение.

Курек – ученик Зейгарник и Полякова.

 

 

Эксперимент левиновского типа.

При исследовании целенаправленной активности – формирование уровня притязаний.

У больных шизой нарушены все аспекты целенаправленной активности, динамически выражается это в том, что у ряда испытуемых нарушения в подвижности и активности.

Нарушение гибкости и подвижности: выбирает один и тот же уровень трудности, вне зависимости успеха/неуспеха просто перебор заданий. Методика предполагает произвольную игру экспериментатора со временем выполнением каждого заданий, вызывая реакцию у испытуемого:

  • ·       При работе с нормой – вызывает соответсвующие прогнозируемые экспериментатором ситуации
  • ·       У больных не было – нарушен динамический аспект.

Нарушен волевой компонент – достижение цели в условиях препятствия, вызывает реакцию отказа.

Спонтанный аспект – нарушен, больные при выборе задач определенной сложности, как правило, начинают выполнение методики с самого легкого выбора (с самой простой задачи) и в дальнейшем мало реагируют на качество сложности методики.

Эмоциональная активность – методически оценивалась через восприятия эмоций другого человека по картинкам, один из вариантов методики формирования уровня притязаний Юкнат (применила методику, разделив ее на 2 части: серия успеха и серия неуспеха), восприятие разных мелодий (гармоничных/дисгармоничных). Результат: оказалось, что у больных шизой снижение эмоций происходит неравномерно, эмоциональность снижена значительно больше в звене положительных эмоций и относительно сохранно в звене отрицательных эмоций. Это выразилось в том, что больные при выполнении методики Юкнат более успешных в серии неуспеха, чем успеха, точнее в опознании отрицательных эмоций, более адекватных и сложны в работе с диссонансами. Этот факт свидетельствует о том, что дисгармония развития остается, возможно, продолжается в дальнейшей жизнедеятельности больных. Факт этот важен в практическом отношении. Шизики переполнены негативными эмоциями.

 

 

Память:

Для исследования мотивационных влияний на мнестическую сферу Зейгарник применила прием запоминания завершенных и незавершенных действий.

Эта методика использовалась с больными шизой, и другими заболеваниями. В отличие от нормы, больные шизофрении не обнаруживают эффекта Зейгарник. У шизофреников такое отношения: 1,2.