Практические задачи патопсихологии

 

1. Участие в установление диагноза заболевания.

  • Топическая диагностика – определение места расположения очага (опухоли, кровоизлияния, травматического повреждения) в пределах головного мозга. Вообще-то это задача нейропсихолога, но всё же…

  • Нозологическая диагностика (основная для патопсихологии). Психолог помогает врачу с определением диагноза. Роль психолога важна, если есть слабые, неотчетливые, размытые, диффузные симптомы и проявления отклонений психики. Пр.: при внешне иногда оформляющейся по неврозоподобному типу клинической картине заболевания патопсихолог при специальном исследовании находит характерные для шизофрении расстройства мышления и эмоциально-личностной сферы.

  • Функциональная диагностика. Здесь проблема диагноза не рассматривается. Врач обращается к психологу, чтобы тот определил когнитивные и личностные профили больного («психологический портрет пациента»). Это вид диагностики предполагает, что субъект будет вовлечен в процесс фармакологического и/или психотерапевтического лечения, в ходе которого надо оценивать как бы в лонгитюде изменения когнитивных процессов и эмоционально-личностных характеристик. Т.о., здесь речь идет об оценке эффективности лечебных процедур + требуется длительное отслеживание пациента.

  • Индивидуально-личностная типологическая диагностика. Диагностируется личность больного. Подобная диагностика нужна для профилактических задач предупреждения психической патологии в отношении т.н. «групп риска». Задача: на основе полученных данных не допустить актуализацию патологизирующих защитных механизмов личности, выйти на функционирование сознательных механизмов совладения, напр., при СПИДе и онкологических заболеваниях. Пр.: нужно ли сообщать больному, что у него рак?


    2. Экспертизы:

  • Медико-социальная экспертиза (трудовая) – решается вопрос о том, может ли больной продолжать работать, или ему надо сменить род деятельности, или дать инвалидность. Оценивается сохранные и нарушенные стороны психики. Установочные поведения могут наблюдаться:
  • Аггравация (аггравация) – стремления и активные действия, направленное на преувеличение степени выраженности реально имеющихся у него нарушений. Задача эксперта патопсихолога состоит в том, чтобы выявить до какой степени имеется эта установка, и до какой степени больной реально может выполнить задания. Пример: больному предъявляется ряд слов для запоминания. И пациенты с грубой аггравацией может сказать, что он ничего не запомнил из 10. А с другой стороны этот пациент может выполнить сложное задание, состоящую из многих элементов, при этом запоминания сколько картинок, слов при выполнении задания
  • Диссимуляция – стремление и деяствия, направленные на преуменьшение тех заболеваний, которые реально имеются у больного. Цель: пораньше выписаться и т.д.
  • Судебно-психиатрическая экспертиза – может наблюдаться поведение особого типа по типу симуляции. Настоящая симуляция психического заболевания необычайно сложна, хорошего знания предмета, с тем чтобы это поведение не было противоречиво клинической логике. Вопрос о вменяемости правонарушителя не решается психологами, он решается судом только на основании данных тех исследований, которые проведены в отношение субъекта.
  • Военная экспертиза. Вопрос: «Может ли человек находится в определенных, жестких условиях?». 1) Вопрос о возможности службы; 2) Вопрос о продолжении службы кадровых военных. Здесь также важен учет экспертных установок + симуляция. Не берут: шизофреников, эпилептиков, психопатов, людей с ЗПР и олигофренией.
  • Медико-педагогическая экспертиза. Психолог участвует в оценке возможностей ребенка относительно обучения. Речь идет о детях, имеющих сенсорную дефицитарность, расстройства, связанные с повреждением двигательной сферы (ДЦП), мозговые нарушения, олигофрению и т.д. В какой школе должен учиться ребенок?
  • Гражданская экспертиза. Развод родителей: с кем остается ребенок? Важны психологические особенности личности детей и родителей.

3. Описание структуры дефекта, психического дефекта у больных с редко встречающимися или новых для клиники заболеваниями. К числу таких новых заболеваний относится лучевая болезнь, СПИД (психика человека тоже страдает), различные формы зависимости (компьютерная, телефонная и т.д.).

 

4. Оценка динамики психического состояния в процессе терапии (оценка эффективности лечения). Последние десятилетия характеризуются появлением новых фармокалогических средств, и оценка влияния этих средств.


  • 5. Задача реабилитации больных с психической патологией – восстановление личностного и социального статуса больного с помощью применения научно обоснованных программ социлаизации, восстановления психической жизни больных с целью возвращения их в обычную жизнь, в социум.

    Принципы:

  • Ориентация на сохранные элементы личности и когнитивных функций.

  • Индивидуальный подход.

  • Изучение «социального климата», который окружит больного после выписки; на основе этого строится и психотерапия.

  • Систематичность.

     

    6. Участие в психотерапии.

  • Аспекты:

    1. Роль патопсихолога в медицинской психотерапии:

  • Психодиагностика. Она позволяет выбрать те или иные формы психотерапии.

  • Выявление особых свойств психики (в частности личностных особенностей), на которые должен обратить внимание врач при проведении психотерапии. Пр.: применение проективных методов.

    2. Психологическая психотерапия. Могут применяться при:

  • Неврозах

  • Соматических заболеваниях

  • Пограничных личностных расстройствах