Корсаковский синдром

В классификации нарушений памяти Зейгарник, корсаковский синдром входит в блок нарушений непосредственной памяти. Феноменология амнестического синдрома Корсакова. Синдром был впервые описан в 1887 г. Корсаковым как проявление специфического алкогольного психоза. Потом обнаружилось, что сходная клиническая картина наблюдается при самых разных органических поражениях мозга: ЧМТ, осколочные и огнестрельные ранения, опухоли и кровоизлияния, атрофия. Впоследствии было выяснено, что этот синдром обнаруживается и при диффузных поражениях мозга неалкогольного генезиса, и также при поражении определенных неорганических систем.

  •  Практически отсутствует память на текущие события (по несколько раз здоровается с врачом, хотя тот уже заходил в палату, не помнит, что делал несколько минут назад)
  •  Характерны конфабуляции, которые, считается отчасти компенсаторные(подглядывание в окно, чтобы определить сезон).
  •  проблема с ориентировкой во времени и пространстве

конфабуляции - заполнение провало в памяти несуществующими событиями

   Основные симптомы:

1)«Фиксационная амнезия». у больного нет расстройств фиксации информации, но феноменологически это выглядит именно так. Находясь долгое время в отделении больницы, пациент не может запомнить своего лечащего врача, соседей по палате, расположения помещений в отделении. Записи не помогают больному восстановить утраченные воспоминания, т.к. он не знает, записывал ли он когда-нибудь ответ на интересующий его вопрос, а если и записывал, то где.

2) Ретроантероградная амнезия. Антероградная амнезия: больной не помнит ничего с момента возникновения заболевания (получения травмы). При грубых случаях к антероградной амнезии присоединяется и ретроградная.

3) Парамнезии. Это компенсация дефектов памяти, проявляющаяся в виде псевдореминисценций, конфабуляций, криптомнезии. Больной: «Сегодня ходил по грибы да ягоды!». Врач: «Откуда грибы и ягоды в декабре?». Больной: «Ну, лес такой попался».

4) Грубые нарушения сознания. Амнестическая дезориентировка.

 

Больные:

1)   не помнят событий недавнего прошлого

2)   но воспроизводят события, которые были много лет назад (помнит даты, события школьного возраста, сохраняются профессиональные знания)

возникает вопрос: является ли нарушение памяти на текущие события следствием дефекта воспроизведения или удержания материала?

 

Патопсихологические исследования корсаковского синдрома. Основной вопрос: какой психологический механизм лежит в основе основного дефекта? Трудности в фиксации информации или нечто другое? Экспериментальные исследования:

  1. 1911 г. Э. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным и при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой. В следующие разы больной переставал давать Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались.
  2. 1935 г. А.Н. Леонтьев выработал у этих больных условный рефлекс на болевой раздражитель, хотя пациенты не помнили и осознавали самого этого факта.
  3. 1950-60-е гг. Б.В. Зейгарник. Больной должен был в течение некоторого времени нажимать на кнопку при зажигании зеленой лампочки. На следующий день больной, введенный в кабинет, не только не помнил, что он вчера делал, но отрицал сам факт пребывания вчера в этом кабинете, не узнавал экспериментатора; однако, когда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета. Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами, "не знаю".
  4. 1968 г. Б.И. Бежанишвили: нестойкость, грубость, иррадированность оптической установки больных с корсаковским синдромом.

Вывод: не плохая фиксация, не слабость следообразования, а плохое воспроизведение!

 

особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне грубых нарушений мотивационной сферы:

- апатические состояния: деятельность больных лишена произвольности, целенаправленности

- эйфория - наблюдалась расторможенность, дурашливое поведение. 

недостатки памяти больные восполняют конфабуляторными  высказываниями.

 

 + ПРО НЕГО ЖЕ

 

 Данные патопсихологического обследования.

  • Ø     Методика «Классификация предметных изображений». Классифицируя картинки, больной образует много одноименных групп. Когда он образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: «А разве я уже собирал животных?».
  • Ø     Задания, не требующие запоминания уже совершенных действия (переносный смысл пословицы, метафоры, «метод исключения»). Справляются нормально, но через 3 мин, не могут вспомнить ничего из того, что выполняли.
  • Ø     Методики, направленные на изучение памяти: из 5 предъявленных слов после 5-кратного повторения воспроизводится лишь последнее. Применение опосредования (по А.Н. Леонтьеву) больному не помогает! Из 10 слов он запомнил лишь 2 (хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен). Точно так же больной не может воспроизвести сюжет рассказа «Галка и голуби».
  • Ø     Полевое поведение и откликаемость.