Нарушение операциональной стороны мышления.

Мышление является деятельностью, которая опирается на систему понятий, подчинена цели, учитывает условия, в которых осуществляется. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает как усвоение и использование знаний. Усвоение происходит не в виде накопления фактов, а в виде процесса синтезирования, обобщения, применения новых интеллектуальных операций.

 

Обобщение –есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами. Оно означает иное отношение к объекту, способность установления иных связей между объектами, способность установления связей между самими понятиями. Установленные и обобщенные в прежнем опыте системы связей на аннулируются. Образование обобщения идет не только путем заново совершаемого обобщения единичных предметов, а путем обобщения прежних обобщений.

Нарушение операциональной стороны мышления:

  • Снижение уровня обобщения.
    • Доминирует непосредственное представление о предметах
    • В суждениях оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами (больной отказывается объединить кошку и собаку в одну группу, «так как они враждуют», частный признак «вражда» определяет суждение больного, а не общий «животные»)
    • При ярко выраженной степени снижения уровня обобщения больные вообще не способны к классификации (стол и стул нельзя объединить в одну группу, так как на стуле сидят, а за столом кушают)
    • Конкретно-ситуационные сочетания – объединение предметов как элементов какого-нибудь сюжета, но классификация не проводится (ложка, ботинок, яйцо – он пришел домой, снял ботинки и ложкой съел яйцо)
    • Затрудненное понимание переносного смысла пословиц («куй железо, пока горячо»=железо нельзя ковать, когда оно холодное)

Особенно четко непонимание условности выступает в опыте на опосредованное запоминание (метод пиктограмм) – на рисунке нужно отразить ту ассоциацию, которая может «встать» на место слова, это возможно лишь при достаточном уровне обобщения

Методы:

1)   классификации предметов

2)   метод исключения

3)   метод объяснения пословиц

4)   метод пиктограмм

 

 у больных эпилепсией, энцефалитом  и олигофренией нарушение процесса обобщения носит конкретно-ситуационный характер суждений, непонимания переноса, условности

 

 

 

 

  • Искажение процесса обобщения.
    • в своих суждениях больные отражают лишь случайную сторону явлений(выполняя задание на классификацию, руководствуются чисто случайными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами) – вилку, ложку, стол и лопату относят к одной группе по принципу твердости. Чаще всего встречается у больных шизофренией с галлюцинаторно-параноидной формой течения и  психопатов.  
    • Могут беседовать на общие темы но не могу ответить на конкретный вопрос 
    • Речь вычурна (говорят о друге, которого характеризуют как доброго человека и тут же переходят к рассуждения о добре и зле)
    • Классификация либо на основании чрезмерно общих признаков, либо на основании чисто внешних, несущественных признаков
    • При выполнении задания на составление пиктограммы могут образовать любую связь («веселый ужин» - 2 кружочка)
    • Формальные, случайные ассоциации («лечение - течение» - созвучие, «колесо-колесница» - по типу эхолалий)
    • Резонерство – бесплодное мудрствование (обнаруживается при описании сюжетных картинок: «женщина колит дрова» - это ее судьба, объяснении пословиц)
    • Если для больных со снижением уровня обобщения характерен скудный ряд ассоциаций, то для больных с искажением процесса обобщения, напротив, чрезмерно большой ряд ассоциаций.