Классификация нарушений мышления (по Зейгарник)

I. Нарушения мыслительных операций:

  • снижение уровня мыслительных операций 
  • искажение мыслительных операций 


II. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

  • лабильность мышления
  • инертность мышления


III. Нарушения мотивационного аспекта мышления

  • некритичность 
  • разноплановость 
  • резонерство 


Искажение мыслительных операций изучается через исследование процессов обобщения, которые более доступны для экспериментального изучения. Предполагается, что нарушения процессов обобщения отражает нарушение и других мыслительных операций. 

Искажение процесса обобщения выражается в объединении предметов с опорой на их случайные, несущественные, "латентные" свойства. 

Чаще всего встречается у больных шизофренией (галлюцинаторно-параноидная форма) и психопатов. 

Основные методики, выявляющие искажение процессов обобщения:

1. Классификация предметов. Производится на основании:

- слишком общих признаков (жук, лопата - оба роют землю; вилка, стол, лопата - твердые)

- чисто внешних, несущественных (шкаф, кастрюля - наличие отверстия; цветок, ложка, лопата - вытянутые в длину)

- по составу слова (лошадь, лопата - на букву л)

Суждения носят бессодержательный, выхолощенный характер.

2. Пиктограмма. 

Составление пиктограммы осуществляется легко, но она по смыслу не связана со словом-стимулом. 

Связь может быть по созвучию (сомнение-сом, разлука-лук) или совсем без связи изображаются символы (стрелки, кружки и т.д.). Т.е. происходит чрезмерное отвлечение от конкретного содержания понятия. 

3. Ассоциативный эксперимент. Ассоциации по типу эхолалий, по созвучию, ответы типа речевых штампов. Т.о. происходит уход от содержательной стороны задания.

Слово для больного с искажением процессов обобщения выступает в различных значениях и отбор адекватного смысла не происходит. Преобладают формальные, случайные ассоциации. Это является одной из причин возникновения феномена резонерства, тенденции к непродуктивным многоречивым рассуждениям (хотя основной причиной является нарушения личностного компонента мышления)

4. Исключение предмета. Также объединение 3-х оставшихся предметов происходит по несущественному по отношению к человеческой практике, латентному признаку:

самолет, пчела, вентилятор, гвоздь- гвоздь, т.к. он монолитен. 

5. Сравнение понятий (выявление сходств и различий). Механизм аналогичен.

Мышь-кошка. Сходство: поддаются дрессировке, видят в темноте, используются в научных целях. 

Т.о., в мышлении больных доминируют связи, неадекватные конкретным отношениям между предметами. Речь не является инструментом обобщения и доходит до уровня бессодержательной абстракции. Механизмом искажения процессов обобщения может являться снижение уровня избирательности мыслительной деятельности, недостаточная опора на социальный опыт. Кроме того, важный фактор - отсутствие потребности быть понятым (характерно для больных шизофренией).