Патопсихология является разделом психологии.

Предмет патопсихологии.  Ориентируется на предмет психологии.

Предмет психологии.

Психология- наука  о порождение

Предмет патопсихологии – изучение психологических закономерностей нарушения или даже распада психики (психической деятельности)при различных психических заболеваниях в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме.

 Ход рассуждения при патопсихологическом  анализе:

  1. От клинического описания (психиатрического) псих.  нарушений следующий шаг к психологической квалификаций этих нарушений в системе псих.  знаний
  2. Раскрытие механизмов возникновения этих нарушений
  3. Установление общих закономерностей функционирования психики при той или иной форме патологии.

Патопсихология как психологическая дисциплина – имея дела с клиническим описанием феномена переводит это описание первоначально на псих.  язык, дает характеристику в системе псих.  знания и это позволят в дальнейшем подойти к изучению псих.  механизмов возникновения болезней.

В итоге в патопсихологии:

  • ·         Предмет психологический
  • ·         Понятийный аппарат – психологический
  • ·         Методы исследования – психиологические (и тесты, и эксперимент).

Психика – формирующаяся прижизненно путем освоения человеческого опыта, усложняется ее структура, псих. процессы становятся опосредствованы – ВПФ.

  • ·         Источником развития является окружающий мир, социокультурная реальность, в в которую погружен человек,
  • ·          важнейшим условием человека является – мозг человека.
  • ·         Основной механизм – механизм присвоение, предполагающий активность человека для усвоения.

Иных общих основных закономерностей возникновения и развития психического отражения – не существует, если работать в рамках данной школы. Также как и в патологии, так и в норме – все эти вышеперечисленные принципы. 

 

Болезнь повреждает нервную систему, но человек с такой поврежденной системой человек продолжает жить: познавать, действовать, общаться с другими людьми, в процессе этой деятельности больного и образуются психопатологические явления. Говорила, что не вся психическая деятельность детерминирована мозгом, она детерминирована образом жизни человека.

 

Теоретические проблемы исследовании патопсихологии:

  • ·         Изучение психологических механизмов возникновение сложных патологических явлений  (бреда, галлюцинация, расстройств сознания).

Решена ли проблема генеза сложных патологических явлений в работах Бехтерева и Рубинштейн: нет, она только поставлена в них.

  • ·         Требование к методу исследования:

Метод должен создавать условия провоцирующие возникновение патологических явлений, метод должен создавать условиях для вариации и контроля за поведением, деятельностью пациента, этих условий, важный всегдашний ограничительный тезис: не навредить. 

Распад не есть негатив развития – есть ряд отличий между психикой ребенка и больного взрослого.

Некоторые стороны психической жизни приобретают чрезмерность в патологии. Распад не есть повторение в обратном порядке хода онтогенеза.

 Психика человека имеет сложное системное строение. Возникающий в условиях психической болезни дефект имеет сложное системное строение. Нескольки основных признаков сложного строения:

 Если нарушена какая-то одна сторона псих. деятельности, какой-то один признак этой деятельности то страдают все иные стороны псих. деятельности,  те которые, это нарушенное звено включено. Пример: при различных ормах органической патологии мозга (не локальная,а  диффузная – инфекционное поражение мозга, при интоксикации, массивных травмах), главный признак – повышенная истощаемость психической деятельности – невыносливость к нагрузкам как к психическим, так и физическим. Это отразиться на мотивации: быстрая истощаемость побуждений к деятельности; отразиться на процесс запоминания и воспроизведения: продуктивность эти процессов будет падать на фоне истощения; тоже самое о мышление и эмоции. Сложность системного строения дефекта состоит в том, что дефект имеет не только негативные, но и позитивные характеристики: дефект актуализирует процессы адаптации к нему и компенсации дефекта. Адаптация к дефекту – это как вариант развития в этих измененных болезнью условиях, эти эффекты адаптации (психические новообразования могут встраиваться в общую структуру, придавая дефекту сложную конфигурацию).

Сложность строения дефекта связана с тем, что больной человек начинает занимать в обществе иную позицию.  Дефект вызывает социальный вывих, для пациента позиция ущербности, ожидание негативной оценки со стороны других людей – это вносить свой вклад в общую картину дефекта.

 Проблемой патопсихологии становится: изучение компенсаторной адаптивной активности пациента в условиях болезни, с анализом оценкой той новой социальной позиции, которую начинает занимать пациент в обществе.

Требование к методу исследования при таком понимании проблемы:

Метод исследования должен позволять диагностику вот этой особой компенсаторной активности пациента, метод должен позволить оценить насколько способен человек адаптироваться к дефекту. Метод исследования должен нацеливать на диагностику зоны ближайшего развития пациента.  Метод должен открывать нам возможность оценить больного в сотрудничестве с другими людьми, таким методом может быть формирующий (обучающий) эксперимент.

  1.  Адаптация к условиям болезни и компенсация признаков дефекта может быть успешной и может быть и неуспешной. Позитивной и негативной. Если адаптационные механизмы больного не приводят к положительному эффекту, она может породить новые симптомы болезни. Это симптомы в отношении которых сам пациент выступает в качестве автора и творца, они психологические по генезу. В этой системной и сложной картине дефекта могут быть сочетания тех симптомов, которые порождает сам пациент и сама болезнь. В структуре дефекта симптомы разного генеза: первичные, которые корнями уходят в саму природу патологии, и вторичные – возникшие по механизму адаптации к болезни. Пример: грубое нарушение памяти, при многих формах патологии (эпилепсия, алкоголизм и т.д.) , характеризуется таким дефектом как конфабуляции. В патологии нет ничего такого, чего бы не было в норме – это не так – фасад то другой. Конфабуляции компенсаторный феномен, призванный  завуалировать реальное нарушение памяти, которые могут быть травматичны для больного при их осознании. Эти компенсаторно возникшие симптомы производное от собственной активности пациенте и его отношение к своему дефекту, проблемой исследования в этих условиях становится: изучение психологических механизмов, возникновение вторичного по генезу симптомокомлпекса. Требование к методу: метод должен создавать основу для дифференциации первичных и вторичных нарушений. 


+ проблемы (кратко)

 

  1. Изучение условий и психологических механизмов возникновения сложных патологических явлений. Требования к методу: он должен создавать условия, провоцирующие возникновение тех или иных патологических феноменов + варьирование условий и контроль за ними. Провоцируя патологические феномены, надо соблюдать основное деонтологическое правило – «не навреди!». Методологическая основа проблемы: Положение о социокультурной детерминации и прижизненном формировании ВПФ.
  2. Изучение той новой структуры психической деятельности, которая возникает у больных с различными формами патологии. Требования к методу: не только создавать условия, провоцирующие нарушения, которые далее оцениваются количественно, но и проводит качественный анализ. Методологическая основа проблемы: Распад психики не есть негатив её развития, но всегда некое новое качество её развития (Выготский).
  3. Изучение соотношений этих двух линий в структуре дефекта; изучение компенсаторного потенциала, который сохранен и содержится в психике больного. Требование к методу: он должен создавать условия для выявления, как распада, так и развития. Изучение обучаемости больного – ЗБР. Методологическая основа проблемы: Психика человека имеет сложное системное строение.
  4. Изучение механизмов формирования вторичного симптомокомплекса. Требования к методу: создание условий для дифференциации первичных и вторичных нарушений. Методологическая основа проблемы: В структуре дефекта могут быть выделены как первичные, так и вторичные нарушения; природа их различна.