Концепция невроза Мясищева.

У него была своя концепция личности. И личность понималась с позиции наиболее важных отношений, в которые эта личность вступала.

Соответственно невроз понимается как психогенное, конфликтогенное, экзогенное нервно-психическое расстройство характеризующиеся нарушением жизненно-важных отношений личности.

 Характеризуется специфическими расстройствами, которые никогда не достигают уровня психотических, являются обратимыми и их выраженность зависит напрямую от степени выраженности травмирующего события.

Неврозы –это малая, пограничная психиатрия,

Психогенность – невроз возникает по психологическим причинам.

Конфликтогенность – то есть существует некий внутриличностный конфликт. Нарушение баланса сил, связанные с устремлениями и целями личностями, и насколько они могут быть удовлетворенны в данных условиях.

Неврозы - это нарушения жизненно важных отношений.

Источники невроза:

  1. Характеристики присущие индивиду, в результате, кот индивид не может устанавливать успешные и адекватные связи с другими людьми.
  2. Сопротивление среды, некое препятствие среды, которое мешает. Например: человек теряет работу,  это зависит не только от него.

Если они (проблемы) начинают занимать центральное место в жизни человека, то развивается невроз.

Среда может предоставлять объективные непреодолимые препятствия, а может и преодолимые. Некоторое, рассогласования тех требований, которые человек предъявляет к среде.

Неврастенический конфликт – это конфликт между завышенными требованиями к самому себе и невозможностью обеспечить эти требования, достичь поставленных задач.

Обсессивно-компульсивный синдром – это конфликт между достаточно императивными настойчивыми потребностями, желаниями и очень жесткой, ригидной системой социальных норм, социального долженствования. Человека преследуют навязчивые мысли и действия.

Обсессия – это навязчивые мысли, от кот нельзя избавятся, они никогда не осознаются.

Компульссия – влечение (патологическое).

 

Стиль воспитания – это гиперопека, воспитание по типу идеального ребенка (часто фрустрируется потребность в игре).

Истерический невротический конфликт – конфликт связан с уровнем притязаний предъявляемых к среде. Личность не получает ожидаемого отклика от среды. Такие люди не учитывают реальных возможностей, то есть того чего они требуют и предъявляют к среде.

Смешенный невроз, где все конфликты присутствуют, но не одна из направленностей не является определяющей.

Невроз является обратимым расстройством, когда заканчивается травмирующая ситуация, невроз может проходить незаметно, бесследно для личности и не обедняя личность (интеллектуальная и познавательная сфера остается сохранной).

 

 

Неврозы отсутствуют по современной психиатрической классификации. То есть расстройства, которые раньше считались неврозами, были распределены по другим рубрикам.

Неврозы наиболее подходящий материал, для которых самым адекватным является  психотерапия и групповая и индивидуальная.

Выделить какой-то симптомокомплекс достаточно сложно, не говоря уже о патопсихологическом синдроме.

Так как трудность в понимание, что такое личность мы имеем дело с концептуализацией. В нашей стране активно занималась неврозами Е. Т. Соколова.

У невротической личности наблюдается некая дефицитарность, дисгармоничность самосознания, как имение личности гибкую систему представлений о себе. Это связано с конфликтностью мотивации. Разная направленность мотивов, которые недостаточно соподчинены, иерархизированы и выделены.

Недостаточная дифференцированность когнитивной и аффективных сфер.

Она приводит к тому, что какие-то сложности и трудности, которые возникают в жизни, сразу вызывают сильнейший аффект, переживания своей неадекватности, уязвимости, ущербности. В результате личность не имеет в самой себе достаточной опоры, для преодоления жизненных препятствий. Они не понимают, не замечают, что в зависимости от ситуации может меняться их поведение. Опереться на такое самосознание сложно. Соответственно, чтобы преодолеть эту слабость вырабатываются разного рода защитные стратеги.

Например: стратегия удовлетворения своих потребностей за счет другого, или стратегия инвалидизации (« я самый бедный и несчастный, что с меня взять?»).

Когнитивного дефекта у них нет. Личностные методики: опросниковые, когнитивные, Рубинштейн –Дембо, методики на уровень притязаний, Тат, тест Роршаха, РНЖ. Часто для невротиков характерно гиперразведение между идеальным и реальным представлением о себе.