Экспериментальные исследования нарушения восприятия при шизофрении

 

О сохранности восприятия при шизофрении говорили Крепелин, Ясперс, Минковски и др.  Они рассматривали психику с позиции функциональной психологии, которая постулировала существование  отдельных изолированных элементарных функций, в число которых входит и перцепция. 

С этой точки зрения традиционной стало представление о том, что при шизофрении нарушаются «высшие» регулирующие функции, в то время как «элементарные» не претерпевают  изменений.

Однако, не все сходились на такой точке зрения. В рамках отечественной психологии (Гиляровский) считают, что при шизофрении расстраивается и восприятие, познавательная деятельность подвергается изменениям  с самых начальных этапах.

Традиционный тезис о сохранности восприятия  при шизофрении затормозил экспериментальную разработку процессов нарушения восприятия.

 

Поляков Ю.Ф.
Исследование процессов слухового восприятия

Была проведена серия экспериментов, в которых перцептивная деятельность испытуемых была связана с опознанием звукового сигнала в условиях различной степени зашумленности.

Материал – речевые сигналы/слова

1 серия

исследовали- особенности восприятия звуковых S,  предъявляющихся в контексте при условиях зашумления  стимулов.

Методика – предъявлялись фразы (33 шт) с  интревалом 20-25 сек. Последнее слово каждой фразы замаскировывалось с помощью шума. Испытуемый должен был опознать слово и записать его,  в случае неуверенности записать это слово с вопросительным знаком, если не опознает, ставить прочерк.

Респонденты – 50 здоровых и 50 больных шизофренией, у которых не отмечалось нарушения слуха

Стимульный материал: фразы делились на группы: 7 фраз с контекстом, предполагающим однозначное завершающее слово (пионеры спели веселую песню); 4 фразы с несоответствующими контексту окончаниями (соль соленая, а сахар белый); остальные – завершающие слова с высокой/ низкой вероятностью использования.

Результаты:

1)   фразы,  с контекстом, предполагающим однозначное завершающее слово, опознали обе группы.

2)   Б. Шизофренией дали 125 правильных ответов, а здоровые – 111.  

3)   В группе фраз с маловероятными окончаниями у больных шизофренией больше правильных ответов, чем у группы здоровых людей.

 

Больные шизофренией чаще, чем здоровые испытуемые правильно опознают  менее вероятные речевые сигналы и хуже, чем здоровые воспринимают высоковероятные сигналы.

 

 

2 серия

исследовали – особенности опознания зашумленных речевых сигналов при условиях выравнивания вероятностей их ожидания испытуемыми

методика – на магнитофонную ленту были записаны 5 слов  в случайном порядке с наложением шума, каждое слово повторялось 3 раза.  Слова были со сложной акустической структурой: двусложные, с ударением на 1 слоге: почка, почта, тачка, точка, ложка. Перед проведением эксперимента предлагался список слов, листок во время эксперимента был перед испытуемыми.

Респонденты: 30 здоровых и 30 больных шизофренией

Результаты: существенной разницы в восприятии не было выявлено.

3 серия

исследовалось- восприятие речевых S в условиях двухальтернативной неопределенности (затруднялось восприятие  1 звука в завершающем слове)

методика: предлагали прослушать, записанные на магнитофонную ленту фразы с интервалом 30 с – контрольные и нейтральные.

Контрольные фразы могли быть восприняты двояко.

1 группа – вероятности 2 вариантов приблизительно равны

2 группа – вероятность одного из 2 вариантов стремится к нулю

3 группа – вероятность одного из вариантов больше вероятности другого

результаты: 

1)   у группы здоровых испытуемых восприятие речевого сигнала определяется его вероятностью

2)   у больных шизофрений в восприятии  1 и 2 групп не выявлено различий, а в 3 группе чаще воспринимали менее вероятные окончания.

 

Поляков Ю.В.
исследование процессов зрительного восприятия

1 серия

исследовали: особенности зрительного восприятия  при расфокусированных изображениях у больных шизофренией.

Условия: эксперимент проводили в затемненном помещении

Методика: на экран проецировалось изображение. Сначала оно было максимально расфокусировано, испытуемый должен был распознать его , если не мог, четкость изображения улучшалась на 1 деление условной шкалы и так до тех пор, пока испытуемый не  определял изображение правильно. В инструкции говорилось, что предъявлено может быть все, что угодно, это обуславливало  большую степень  неопределённости .

Гипотеза: процесс опознания у больных шизофренией  изменяется при уравнивании вероятностей привлекаемых из памяти эталонных образов.

Стимульный материал: 26 тестовых изображений (часть обычные, часть редко встречающиеся)

Испытуемые: 80 здоровых и 60 больных шизофренией

Результаты:  различия обнаруживались в порогах опознания и в частоте выдвижения гипотез по ходу эксперимента.

  • ·      Пороги зрительного опознания у больных шизофренией  нельзя охарактеризовать как низкие или высокие (для части изображений пороги оказались выше чем здоровых , для части изображений – ниже≥)
  • ·      Пороги опознания у больных шизофренией сочетаются с частотой выдвижения гипотез (уменьшение гипотез, которые для группы здоровых вероятны)

2 серия

неопределенность стимула возникала в результате кратковременности предъявления.

Порог измерялся временем, необходимым для опознания изображения

Стимульный материал: 7 изображений предъявлялись с заведомо недостаточной для идентификации экспозицией, время предъявления S увеличивали  до момента правильного опознания. Предъявлялись обычные и необычные изображения

Результаты:

1) изображение с элементарным контуром (яблоко)   и здоровые и больные шизофренией  опознавали при минимальной временной экспозиции

2) больные шизофренией легче распознают необычные маловероятные изображения

 

3 серия

условия равной вероятности ожидания зрительных стимулов

методика: исследуемому показывали 2 контурных изображения (яблоко и перевернутый замок) и говорили, что их предъявление будет чередоваться

результаты: больные шизофренией опознавали изображения за то же время, что и здоровые

 

С.Я. Рубинштейн

(экспериментальные исследования обманов слуха)

гипотеза: в механизме развития галлюцинаторных слуховых образов (обманов слуха) существенную роль играет тревожное прислушивание к звукам, особенно трудноразличимым.

Методика: исследование проводилось под предлогом провеки слуха – предлагалось прислушиваться и опознавать  то, что слышно в комнате.

Стимульный материал: звуки, представляли из себя непрервыную серию длительностью 25 мин. 1 часть – монотонные шумы (шелест страниц, бульканье воды), 2 часть – краткие предметные звуки (кашель, свист)

Условия – напряженного прислушивания (звуки предъявлялись очень тихо). Это позволило сказать насколько хорошо распознают звуки и как влияет напряженное прислушивание на восприятие

Результаты

Здоровые

Больные шизофренией

-       короткие предметные звуки распознавались быстро и почти безошибочно

-       утомление от напряженного прислушивания не выявилось

-       на точность опознания напряженное прислушивание не влияло

-       новый звук вызывал ориентировочную реакцию

-       ошибки восприятия  - ошибки локализации источника звука

-       обманов слуха выявлено не было

-       у 80% появление вербальных слуховых обманов: повторяли слова, отвечали на чьи-то вопросы, смеялись.. больная Т.слышала голоса из своего живота

-       изменения психического состояния, связанные с ситуацией эксперимента

-       не могли определить звук

-       выдвигали меньшее количество гипотез